Банки и страховщики готовы двигаться в сторону повышения прозрачности страховой услуги для потребителей, однако не готовы раскрывать на своих сайтах размер комиссионного вознаграждения, как это предлагает делать Минфин РФ. Как сообщает «Прайм», об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного агентством среди представителей ведущих российских банков и страховщиков.

Дискуссия о возможных вариантах сотрудничества страховщиков и банков возникла после принятия Госдумой в январе 2012 году поправок в закон о страховом деле, которые фактически вычеркнули банки из числа агентов страховщиков. Позднее Минфин заявил о готовности смягчить свою позицию в отношении агентов — юридических лиц, в число которых входят и банки, но предложил обязать их раскрывать на своих сайтах информацию для клиентов, касающуюся размера комиссионного вознаграждения.

Представители банковского сообщества называют инициативу Минфина спорной и неоднозначной.

«Инициативу по декларированию информации о комиссионном доходе находим достаточно неоднозначной, и прежде всего с точки зрения механизма контроля и последствий его внедрения», — отмечает начальник отдела банковского страхования Райффайзенбанка Роман Карандин.

«Сбербанк размещает на своем официальном сайте информацию о стоимости услуг страхования и в дальнейшем готов сообщать, что тариф включает стоимость услуг страховщика. Однако раскрытие информации о финансовой составляющей договорных отношений между двумя хозяйствующими субъектами, коими являются банк и его партнеры, считаем раскрытием коммерческой тайны», — говорит руководитель дирекции банковского страхования Сбербанка Александр Газизов.

«Можно провести некую параллель по продаже страховых продуктов в банке и продаже, к примеру, пакета молока в розничном магазине, ведь если вводить данную обязанность для банков, по этой же идеологии магазин при продаже пакета молока должен публично размещать информацию о стоимости этого пакета молока у поставщика, что является не совсем правильным», — рассуждает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. По его мнению, основные претензии клиентов, а также контролирующих органов вызваны в первую очередь навязыванием услуги по страхованию, а не ее стоимостью, поэтому раскрытие информации о комиссионном вознаграждении на сайте не решит основной проблемы.

Представители страховых компаний считают, что реализация инициативы Минфина на практике вызовет взрыв на российском страховом рынке и не пойдет на пользу ни клиентам страховщиков, ни посредникам, которые реализуют страховые полисы, ни самим страховщикам.

«Мы считаем, что данный шаг в настоящих условиях, без сомнения, всколыхнет страховой рынок, причем, скорее всего, в негативную сторону. У клиентов возникнет множество вопросов, в том числе к страховым компаниям, так как в структуре тарифной ставки заложена определенная величина расходов на ведение дела (РВД). В случае если существует агентский договор с посредником, часть РВД уходит на оплату услуг посредника, но это не означает, что конечный тариф для клиента, приобретающего полис непосредственно в страховой компании, будет уменьшен именно на эту сумму», — говорит руководитель департамента по работе с финансовыми институтами компании «Росгосстрах» Сергей Васин.

«Для контролеров в лице налоговых органов и аудиторов размеры официальных комиссионных вознаграждений — какими бы они ни были — доступны и сегодня. Размер комиссии в структуре тарифной ставки раскрывается и в отчетности для органов страхнадзора», — констатирует заместитель председателя правления по финансам страховой компании «Эрго» Анна Ледовская.

«Инициатива не поможет сделать рынок более прозрачным, так как конечному потребителю страховой услуги важно соотношение цены и качества приобретаемой страховки, а это соотношение не напрямую зависит от комиссионного вознаграждения. Мелкий неэффективный брокер может получать от страховщика меньше комиссионного вознаграждения, но при этом продавать продукт дороже, чем крупный брокер с высоким КВ. Вероятно, эта мера будет выгодна мелким посредникам, но не конечному клиенту и страховщику», — резюмирует исполнительный директор департамента по работе с финансовыми институтами ОАО «АльфаСтрахование» Станислав Чернятович.