Ассоциация региональных банков России обратилась к банкам-участникам с инициативой, касающейся предоставления военнослужащим, получавшим денежное довольствие с задержками в период с января по март 2012 года, отсрочки на погашение кредитов.

Как поясняется в сообщении АРБР, с начала этого года Министерством обороны был существенно изменен порядок начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащим. Цель изменений — централизовать все расчеты по денежному довольствию, сократив уровни прохождения денег от министерства до военнослужащих с шести до двух. С января все этапы начисления и перечисления денежного довольствия в Вооруженных силах РФ осуществляются на именные банковские карточки солдат и офицеров.

В то же время переход на новый порядок работы с учетом большого объема перерасчетов не везде проходит гладко. В ассоциацию «Россия» более чем из десяти субъектов РФ поступили обращения от военнослужащих — банковских заемщиков, которые жалуются на задержку получения довольствия с начала текущего года, что не позволяет им вовремя погашать взятый ранее потребительский кредит.

По оценкам ассоциации, в настоящее время около 10% военнослужащих являются заемщиками по потребительским кредитам банков во всей стране. Таким образом, технический сбой и временная задержка выплаты денежного довольствия, которое для многих семей военнослужащих является единственным источником дохода, делает принципиально невозможным для таких заемщиков исполнение обязательств перед кредитными организациями.

По действующему законодательству такие обстоятельства сложно признать форс-мажором (это могло бы позволить военнослужащим отсрочить исполнение своего кредитного обязательства перед банком на законных основаниях). В соответствии с договорами банки начали уже предъявлять требования о возврате кредита, начислять пени и штрафы по просроченным потребительским кредитам. К этому их обязывают в том числе общие требования банковского законодательства.

«В этой ситуации АРБР обращается к банкам-кредиторам с предложением поступить согласно принципам социальной ответственности, предложив в одностороннем порядке своим заемщикам-военнослужащим оформление беспроцентной 3 — 6-месячной отсрочки по внесению регулярных платежей за январь — март 2012 года», — призывает ассоциация.

По мнению АРБР, такой шаг выгоден и для заемщиков, и для банков: заемщику соглашение об отсрочке нескольких регулярных платежей позволяет избежать нарушения действующего договора и ухудшения кредитной истории; банку же согласованное с заемщиком изменение графика платежей по ссуде дает возможность «сохранить дисциплинированных и надежных клиентов, к категории которых традиционно относятся военнослужащие, обеспечить их лояльность в будущем, а также сохранить надлежащее кредитное качество ссуды и не допустить повышения размера резервов».

АРБР предлагает использовать следующую процедуру: по заявлению заемщика-военнослужащего банк согласует с ним изменение графика платежей по потребительскому кредиту, то есть отсрочку на 3—6 месяцев в отношении внесения трех регулярных платежей.

Чтобы предотвратить недобросовестные действия со стороны заемщиков, банк может предложить клиенту приложить к заявлению выписку со счета, на который перечисляется денежное довольствие. Получение такого документа, как правило, занимает у клиента банка несколько минут, подчеркивают в ассоциации.

На прошлой неделе газета «Известия» сообщила, что готовность пойти навстречу заемщикам-военнослужащим в этом вопросе уже выразили Сбербанк и ВТБ. Тогда же представитель АРБР рассказал изданию о подготовке ассоциацией соответствующей рекомендации региональным банкам.