Большинство россиян поддерживают введение налога на роскошь, но считают, что он все равно будет неэффективным, свидетельствуют данные опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале — марте 2012 года.

Доля готовых поддержать введение в России налога на роскошь в среднем по городам исследования составила 70%. Наибольшей поддержкой эта идея пользовалась среди малообеспеченных слоев населения и представителей среднего класса — так отвечали около трех четвертей опрошенных в каждой аудитории. Доля лояльно настроенных богатых респондентов в феврале составляла 53%, а через месяц снизилась до 48%.

Оценивая инициативу, более половины респондентов (67%) назвали введение налога на роскошь полезным, так как каждый должен платить за то, что имеет.

При этом участники опроса во всех группах признавали, что введение налога на роскошь будет малоэффективным. Более половины опрошенных считают, что налог на роскошь невозможно организовать в России из-за сильной экономической дифференциации регионов (61%), введение налога вредно, и богатые всегда найдут способ обойти закон (61%).

Также 48% респондентов разделили опасение, что введение налога на роскошь приведет к двойному налогообложению: собственник будет вынужден платить и налог на недвижимость, и налог на роскошь.

Информированность граждан о введении налога на роскошь оказалась на довольно высоком уровне — в феврале доля слышавших об этом составляла 69% опрошенных, а в марте число осведомленных респондентов выросло до 80%. Наибольшую информированность показали именно будущие плательщики налога: 83% респондентов, относящих себя к богатым, знали о подготовке соответствующего законодательства в феврале и 88% — в марте.

Как показало исследование, понимание роскоши отличается по городам. Чаще всего под ней понимают личные воздушные и водные виды транспорта, элитную недвижимость и большие земельные участки (68%, 66% и 52% соответственно в среднем по городам). Большинство опрошенных во всех регионах не стали относить к роскоши капитал, дорогие предметы личного пользования, антиквариат и драгоценности.

В опросе приняли участие 1 750 человек в семи городах России: Москве, Владивостоке, Твери, Воронеже, Екатеринбурге, Мурманске и Красноярске. Целевые аудитории определялись по шкале самооценки материального положения: «богатые», «средний класс» и «доход ниже среднего».