Нормативная величина Резервного фонда должна устанавливаться на уровне 6% ВВП, что позволяет финансировать в течение трех лет снижение цен на нефть на 20%, при превышении этого уровня средства направляются на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

При этом в случае недостаточности средств для достижения нормативного объема Резервного фонда разрешается его плановое пополнение за счет средств ФНБ.

Ранее нефтяные доходы РФ направлялись в стабилизационные фонды, однако в условиях кризиса, Россия начала их использовать для покрытия дефицита бюджета и на антикризисные меры. В посткризисных условиях финансовые власти считают необходимым вернуться к практике сохранения нефтяных доходов в специальных фондах. К началу 2015 года российские власти планируют увеличить Резервный фонд до 5,4% ВВП, что превысит объем Фонда национального благосостояния (ФНБ), который на эту дату составит 3,9% ВВП.

«В случае если фактическая цена на нефть отличается от базовой, находится расчетное превышение (недобор) доходов, пропорциональное отклонению фактической цены от базовой. Нормативная разность направляется в Резервный фонд (при относительно высокой цене на нефть) либо компенсируется из Резервного фонда (при относительно низкой цене на нефть)», — говорят эксперты.

При этом в случае повышения фактической цены на нефть и, соответственно, уровня доходов, в первую очередь предлагается направлять средства на пополнение Резервного фонда до достижения нормативной величины (6% ВВП), а затем — по усмотрению правительства на снижение чистых заимствований и пополнение ФНБ.

Эксперты отмечают, что объем Резервного фонда не достигает в 2020 году нормативной величины в 6% ВВП, а составит около 5,6% ВВП. Соответственно, возможность направить часть дополнительных доходов в Фонд национального благосостояния появляется уже после 2020 года.