Дефицит федерального бюджета достигнет максимума в 1,3% ВВП в 2013 году и сократится к 2020 году до 0,4% ВВП, подобная динамика возможна, если российские власти согласятся на бюджетный маневр «плюс 4 минус 2», говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

Согласно закону о федеральном бюджете на ближайшие три года, дефицит бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,6 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013-м — 1,025 трлн (1,6% ВВП), в 2014-м — 491,1 млрд (0,7% ВВП). При этом замминистра финансов Татьяна Нестеренко не исключила, что в 2012 году не исключает нулевого дефицита федерального бюджета в текущем году или даже профицита. Минэкономразвития в начале февраля дало более оптимистичный прогноз по дефициту — 1% ВВП. В прошлом году на фоне высоких цен на нефть профицит бюджета составил 0,8% ВВП, хотя изначально также ожидался дефицит. К 2015 году российские власти поставили задачу выйти на бездефицитный бюджет.

«Общий дефицит федерального бюджета достигает максимума (1,3% ВВП) в 2013 году и сокращается к 2020 году до 0,4% ВВП, при этом от 1/3 до половины данного дефицита покрывается за счет доходов от приватизации государственного имущества», — говорится в докладе.

Максимум структурного дефицита (разница между расходами и расчетным объемом доходов при базовой цене на нефть, заложенной в бюджет) достигается в 2016 году (1,9% ВВП), а к 2020-му снижается до 0,8% ВВП. Данный дефицит финансируется за счет чистых заимствований федерального бюджета. К 2020 году объем государственного долга практически достигает предельной величины в 25% ВВП (22,6% ВВП), что означает необходимость балансировки федерального бюджета с 2021 года на уровне структурных доходов.

При этом в докладе не исключаются и другие варианты развития событий в РФ до 2020 года. Так, эксперты рассматривают три основных сценария развития экономики РФ, причем в условиях первого, инерционного сценария, предполагающего отказ от реформ бюджетного сектора и связанных с ним институтов и сегментов рынка, рост бюджетных обязательств приводит к возникновению устойчивого дефицита бюджетной системы. Он достигает 7—8% ВВП даже при достаточно комфортном уровне цен на нефть (не ниже 90 долларов за баррель в ценах 2010 года). Сбалансированность бюджета в таком сценарии достигается при ценах на нефть устойчиво не ниже 155—160 долларов за баррель в ценах 2010 года. Финансирование указанного дефицита за счет госзаимствований означает рост объема госдолга России к 2020 году до 70—80% ВВП. «Это представляется недопустимым в условиях ресурсной экономики, принимая во внимание вероятность снижения цен на нефть и резкую переоценку уровня рисков вложений в российские активы инвесторами в этом случае», — говорят авторы доклада.

Второй, компромиссный сценарий, обеспечивает сочетание дополнительных бюджетных расходов по приоритетным направлениям на развитие инфраструктуры и человеческого капитала с постепенным повышением сбалансированности бюджетной системы. При этом действуют бюджетные правила, регулирующие использование бюджетных доходов в рамках конъюнктурного «цикла». Объем государственного долга в этом сценарии к 2020 году не превосходит 25% ВВП, что позволяет как профинансировать приоритетные направления расходной части бюджета, так и обеспечить финансовый сектор экономики и денежные власти безрисковыми активами с базовой процентной ставкой.

Третий, жесткий сценарий, исходит из приоритетности задачи достижения макроэкономической сбалансированности. Это предполагает принятие более жестких бюджетных правил и, соответственно, меньшее увеличение расходов по приоритетным направлениям. «В этом случае размеры государственного долга оказываются существенно меньшими, чем во втором сценарии», — отмечается в докладе.