Авторы «Стратегии-2020» предлагают повысить минимальный размер капитала банков до 1 млрд рублей с 2013 года, а к 2020-му выйти на уровень в 3 млрд рублей. Об этом сообщает РИА Новости.

Как отмечается в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, минимальный размер капитала должен быть повышен до такого уровня, который сделал бы использование банковской лицензии для проведения полукриминальных операций экономически невыгодным.

«Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо осуществляют операции, не являющиеся по существу банковскими. Банки, которые не смогут найти необходимые средства для капитализации или партнеров для формирования более крупных структур за счет слияний, должны будут либо закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на лицензию небанковской кредитной организации или специализированного банка с ограниченной лицензией», — отмечается в документе.

В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 млн рублей, закон предусматривает повышение минимальных требований к капиталу до 300 млн рублей к 2015 году.

Ранее экс-министр финансов Алексей Кудрин в рамках обсуждения стратегии развития банковского сектора РФ на 2011—2015 годы предлагал повысить минимальную планку капитала банков до 1 млрд рублей, однако его предложение не было принято.

Авторы доклада считают, что возврат к докризисному сценарию форсированного роста финансового сектора грозит раздуванием пузырей на отдельных рынках и несет в себе опасность глубоких экономических кризисов. По их мнению, сценарий сбалансированного роста российского финансового сектора представляется наиболее предпочтительным. Такой сценарий подразумевает: приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в противовес внешним; очищение банковской системы от организаций, занимающихся использованием банковских лицензий для отмывания незаконно полученных доходов; нацеленность институтов правоприменения и судов на защиту законных прав инвесторов, создание конкурентных налоговых условий и совершенствование инфраструктуры финансового рынка.

В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71% ВВП на начало 2011 года до 95% ВВП к 2020-му. При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся до 70% ВВП (с 43% в 2011 году). Капитализация фондового рынка составит 105—110% ВВП (67,8% по итогам 2010 года). Объем средств пенсионных средств и других длинных инвестиций может достигнуть 18—20% ВВП.

Для реализации сценария сбалансированного роста авторы доклада предлагают реализовать программу мер по трем направлениям: повышение устойчивости финансового сектора, повышение его конкурентоспособности и формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций. В рамках повышения устойчивости финансового сектора планируется последовательный переход к внутренне устойчивой модели макроэкономической политики: от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к формированию денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых обязательств, как государственных, так и корпоративных.

Кроме того, авторы доклада предлагают «расчистить» банковскую систему от банков, не способных осуществлять нормальные банковские операции, и полукриминальных структур, занимающихся отмыванием капитала. «Наличие в российской банковской системе большого числа непрозрачных банков, многие из которых имеют полукриминальную природу, существенно снижают уровень доверия к сектору, его устойчивость и инвестиционную привлекательность России в целом. Для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходимо, наконец, предпринять решительные действия по расчистке и консолидации банковского сектора», — отмечается в документе.

В этих целях разработчики стратегии считают целесообразным не только повысить с 2013 года минимальный размер капитала банков до 1 млрд рублей, но и качественно изменить модель микропруденциального надзора для банков, удовлетворяющих новым нормативам достаточности капитала(«мотивированное суждение»).

«Мера подразумевает переход на принципы содержательного надзора с возможностью использования мотивированного суждения при требовании обязательного аудита по МСФО, подтвержденного аудиторскими компаниями с высоким уровнем репутации, а также на регулярное проведение стресс-тестирования. Орган надзора должен иметь право самостоятельно проводить оценку достаточности капитала и требовать от акционеров внесение капитала или, в случае отказа, переоценивать капитал до реального уровня и передавать банк под управление АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной организации. Эта процедура должна быть формализована, а регулятор — нести ответственность за принятые решения», — отмечается в документе.