Экспертное сообщество предлагает создать Национальный совет по инвестициям и контролю норм для повышения эффективности нормативно-правового регулирования предпринимательской активности, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

«Задачей Национального совета по инвестициям и контролю норм должна стать организация экспертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов», — уточняется в докладе.

Данное предложение рабочей группы является дополнением существующей системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ). К предмету компетенции нацсовета в области ОРВ предлагается отнести те группы регуляторных нормативных правовых актов, в отношении которых соответствующую работу не проводит Минэкономразвития.

Нацсовет создается при правительстве РФ на фиксированный срок (пять лет), затем его мандат может продлеваться и при необходимости — расширяться. Председателем нацсовета должна быть известная и авторитетная фигура, имеющая влияние и вес как в государственном аппарате, так и в предпринимательском сообществе, а также пользующаяся доверием у первых лиц государства. Члены нацсовета (12 человек) — видные эксперты в области права и экономики, имеющие высокую репутацию в деловом и академическом сообществах. Отбор проводится не по принципу представительства («от бизнес-ассоциаций», «от отраслей экономики», «от гражданского общества», «от думской фракции» и т. п.), а по принципу репутационного признания и наличия компетенций в определенных (ключевых) отраслях регулирования.

В докладе предлагается также ряд мер по законодательной защите конкуренции, расширению прав бизнеса по защите своих интересов, развитию публичных форм защиты, расширению прав саморегулируемых бизнес-ассоциаций.

В частности, речь идет об изменении системы оценки деятельности Федеральной антимонопольной службы на уровне правительства и общества. Критерием для подобной оценки должны быть экономические эффекты от деятельности антимонопольного ведомства, включая влияние отдельных дел на состояние конкуренции на рынках и благосостояние потребителей. Также предлагается введение в положения отраслевых ведомств прямых функций по развитию конкуренции, включая разработку отраслевых программ развития конкуренции, а также мониторинг и оценка реализации отраслевых программ со стороны МЭР.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо развитие процедуры административного обжалования действия/бездействия органов власти, обеспечивающей защиту интересов предпринимателей в максимально сжатые сроки, введение механизма «красной кнопки» на сайтах федеральных ведомств (окна, в которые могли бы обратиться предприниматели в случае ущемления их прав), предоставление бизнес-ассоциациям права выступать в суде от имени своих членов (подавать иски в защиту третьих лиц).

Меры по снижению барьеров входа на рынок и барьеров роста компаний должны содержать в том числе упрощение регистрации и постановки на учет во внебюджетных фондах, повышение прозрачности подключения к инфраструктуре, более жесткий контроль за условиями и процедурами доступа к сетевым активам в отраслях естественных монополий, а также за созданием субъектами естественных монополий дочерних и зависимых компаний в нерегулируемых сегментах.

Также эксперты говорят о необходимости смещения фокуса налоговой нагрузки с производства на потребление, сохранения всех видов специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства, введении разновидности патента специально для самозанятых граждан при одновременном сохранении других упрощенных схем налогообложения, включая единый налог на вмененный доход.