Установление нормативной величины для наполнения Резервного фонда на уровне 6% ВВП необязательно, более целесообразно установить норматив для бюджетных расходов, считают эксперты, опрошенные агентством «Прайм».

В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года предлагается установить нормативную величину Резервного фонда на уровне 6% ВВП, что позволит финансировать в течение трех лет снижение цен на нефть на 20%. При превышении этого уровня средства направляются на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Опрошенные агентством эксперты отмечают, что объем Резервного фонда не достигнет в 2020 году нормативной величины в 6% ВВП, а составит около 5,6% ВВП. Соответственно, возможность направить часть дополнительных доходов в Фонд национального благосостояния появляется уже после 2020 года.

«Нужно установить бюджетное правило не для наполнения Резервного фонда, а для расходов, исходя из необходимых темпов экономического роста и целевого показателя инфляции. Все доходы, полученные сверх этой суммы, можно направлять в Резервный фонд», — заявил главный экономист инвесткомпании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.

По его словам, сейчас нельзя сберегать, так как ставки отрицательные, такова конъюнктура внешних, в том числе европейских, финансовых рынков. Но и тратить все было бы губительно. Учитывая коррупцию и нецелевое расходование средств, сейчас тратить эффективно сложно, тем более что существуют и объективные ресурсные ограничения (в рабочей силе, производственных мощностях и пр.), считает Гавриленков.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, в свою очередь, не считает необходимым и возможным пополнение Резервного фонда в таких объемах.

«Это невозможно, так как большие бюджетные обязательства взяты, в том числе социальные и по «оборонке», их надо выполнять, тем более что в первые два месяца года бюджет дефицитный даже при высоких ценах на нефть», — сказал он.

Необходимость создания резервов Николаев также подверг сомнению, поскольку именно благодаря им в период кризиса 2008—2009 годов государство взяло несоразмерные социальные обязательства и оказывало поддержку неэффективным компаниям и отраслям.

«Это была ошибка Кудрина, а не заслуга», — полагает эксперт.