Более 21 тыс. жалоб на организации, оказывающие финансовые услуги населению, поступило в Роспотребнадзор от жителей России в 2011 году. Об этом сообщил в интервью РИА Новости руководитель ведомства Геннадий Онищенко накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, отметив, что число претензий к игрокам финансового рынка от потребителей растет с каждым годом.

Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый по инициативе ООН 15 марта, отмечается в России ежегодно начиная с 1994-го. В этом году, как сообщалось, он проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

«За 2010—2011 годы к нам поступила почти 41 тысяча обращений по вопросам рынка финансовых услуг — это в семь раз больше, чем в 2008—2009 годах. Так, в 2010 году было 19 тысяч обращений, в 2011 году рост продолжился: поступило 21,7 тысячи, из них 10,7 тысячи — письменные жалобы», — рассказал глава Роспотребнадзора.

Обращения россиян, связанные с защитой их прав, в регионах РФ принимают территориальные управления Роспотребнадзора, где работают горячие линии и общественные приемные, напомнил Онищенко. Наибольшее число жалоб в сфере финансовых услуг, в основном в области потребительского кредитования, поступило в управления по Красноярскому краю, Москве, Приморскому краю, Новосибирской, Свердловской областям, Алтайскому краю.

Специалисты ведомства дали более 5 тыс. разъяснений потребителям об основах защиты их прав в 2011 году, отметил Онищенко.

«Также в прошлом году территориальными органами Роспотребнадзора при рассмотрении судами гражданских дел, связанных со спорными правоотношениями по предоставлению кредитными организациями финансовых услуг, было дано 4 698 заключений в целях защиты прав потребителей», — подчеркнул он.

Управления ведомства в регионах подали в суд 85 исков в защиту прав неопределенного круга потребителей финансовых услуг. «Доля решений судов первой инстанции в пользу Роспотребнадзора составила 75% в 2010 году и 85% в 2011-м», — уточнил Онищенко.

Ведомство в ходе судебных разбирательств требовало, чтобы в договорах между потребителями и банками некоторые пункты были признаны противоправными. К ним относятся комиссия за открытие счета, право банка на изменение договора в одностороннем порядке, а также навязывание услуг по страхованию, комиссия за снятие денег в банкомате и другие.

Онищенко также напомнил, что вопросы усиления государственных гарантий защиты прав потребителей в России были рассмотрены на заседании президиума Государственного совета РФ в январе.

«На заседании был определен комплекс мер, которые позволят вывести правовое регулирование отношений с участием потребителей на качественно новый уровень. Это сыграет большую роль в укреплении всей национальной системы защиты прав потребителей, отвечающей современным тенденциям», — сказал он.

Что касается пользователей финансовых услуг, то в проекте федерального закона о банкротстве физических лиц должны появиться положения, устанавливающие пределы ответственности физических лиц в случае невыполнения ими обязательств, отметил глава Роспотребнадзора. Кроме того, в этом документе должен содержаться механизм защиты граждан от необоснованных штрафных санкций за неисполнение договоров.

По словам Онищенко, ведомству также предстоит создать государственные информационные ресурсы в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, работ, услуг, которые будут доступны всем россиянам.