Счетная палата поставила под сомнение успешное исполнение «Стратегии развития финансового рынка РФ», которая реализуется правительством в рамках «Стратегии-2020». Есть высокий риск того, что цели, задачи и показатели, установленные этой стратегией, могут быть не достигнуты в установленные сроки, — говорится в отчете аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына. Бумажная волокита и отсутствие координации между властями при подготовке законопроектов — главные проблемы исполнителей «Стратегии», пишет «Маркер».

Над разработкой «Стратегии-2020» работает 21 экспертная группа. Первый вариант документа был разработан под руководством Минэкономразвития и утвержден правительством осенью 2008 года. Но из-за мирового финансового кризиса стратегию пришлось дорабатывать. Второй промежуточный вариант стратегии был представлен в августе 2011 года. Окончательный же вариант стратегии дан на этой неделе. Стратегия предусматривает проведение властями «бюджетного маневра», который заключается в росте госфинансирования инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году за счет сокращения неэффективных и избыточных расходов госбюджета. Она также предполагает проведение в 2016—2020 годах полной приватизации крупнейших госкомпаний (либо снижение в них госдоли до блокпакета). По стратегии к 2020 году капитализация публичных компаний должна составить 170 трлн рублей, годовой объем размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости — 3 трлн рублей, а количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг — 20 млн. Доля же иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж — 12%.

Аудиторы Счетной палаты проверяли выполнение плана первоочередных мероприятий по реализации «Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, реализации мер, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». По их мнению цели, задачи и показатели, установленные Стратегией, имеют высокий риск быть не достигнутыми в установленные сроки.

«Анализ существующей динамики развития финансового рынка показывает, что при нынешних темпах роста данных показателей возможно достижение установленных Стратегией значений только по 2 из 12 целевых показателей развития финансового рынка», — утверждают аудиторы. («Соотношение капитализации к ВВП» и «Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к ВВП»). Еще одна из проблем, которая стоит на пути исполнения программы — несвоевременная подготовка подзаконных нормативных актов. К примеру, отмечает аудитор, центральный депозитарий не сможет приступить к деятельности после вступления в силу закона «О центральном депозитарии», если не будут разработаны положения о процедуре его акредитации. Аудиторы СП обращают внимание и на то, что сложился «большой разрыв во времени между принятием Государственной думой законопроектов в первом и во втором чтениях»: «Например, законопроект о центральном депозитарии прошел первое чтение в думе в мае 2007 года, а принят во втором и третьем (окончательном) чтениях в ноябре 2011 года».

Ключевая проблема, которая мешает успешной реализации стратегии — это отсутствие координации и должного взаимодействия между федеральными органами власти в части согласования ряда законопроектов. Отсутствие координации между властями мешает эффективному законотворчеству, отмечается в отчете.

Счетная палата указывает и виновника задержки реализации стратегии: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая является ответственным исполнителем практически по всем пунктам Стратегии. По мнению аудиторов, ФСФР функцию по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в части контроля и надзора за финансовой устойчивостью участников финансового рынка) осуществлять в должной степени не в состоянии.

По мнению Счетной палаты, к проблемам, которые назрели и требуют решения, следует отнести и ограниченный круг финансовых инструментов при высокой концентрации базовых инструментов, особенно обращающихся акций, низкую отраслевую диверсификацию, концентрацию рыночной ликвидности в узком сегменте «голубых фишек» и низкую активность внутренних долгосрочных инвесторов, в том числе населения.

Автор доклада, аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын высказал ряд инициатив, реализация которых поможет исполнению программы правительства. Так, в целях устранения сложившейся практики длительного временного разрыва между прохождением законопроектом первого и последующих чтений нужно разработать механизм более эффективного взаимодействия комитетов Государственной думы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пишет аудитор, а также обеспечивать более высокий уровень согласования положений законопроектов и устранения противоречий между ответственными исполнителями.

Аудитор также озвучил восемь ключевых целей, достичь которых необходимо при реализации стратегии: рост ликвидности рынка ценных бумаг; создание современной финансовой инфраструктуры; повышение стандартов раскрытия информации и прозрачности бизнеса; создание условий для свободной биржевой торговли российскими и иностранными активами; совершенствование корпоративного управления; расширение круга инвесторов; развитие рынка корпоративных облигаций; совершенствование процедур первичного публичного размещения акций (IPO); совершенствование системы налогообложения и налогового администрирования.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов согласен с тем, что административный барьер тормозит реализацию Стратегии, отмечая, что ключевые задачи этого «решебника для правительства» напрямую зависят от слаженной работы властей и эффективной координации. Однако, по мнению Белоусова, есть и плюсы в том, что решения принимаются не сиюминутно, а в спорах. «Хорошо, что есть набор видений, во время дискуссии можно уйти от однобокого взгляда на проблему в целом. Выводы Счетной палаты справедливы, но высказаны весьма жестко», — считает эксперт.