Внедрение российским банковским надзором принципа «мотивированного суждения» потребует создания механизма защиты сотрудников Банка России от судебного преследования, считает зампредседателя ЦБ РФ Михаил Сухов. Об этом сообщает РИА Новости. Переход к принципу «мотивированного суждения» является одним из требований стандарта «Базель II», который внедряется в России.

«Есть несколько позиций, по которым у российской законодательной системы твердый минус по Базельским принципам. Это консолидированный надзор и система персональной защиты регулятора от обвинений в последствиях принятия надзорных решений… Не только работники Банка России, но и работники других регуляторов не защищены, не имеют иммунитета от судебного преследования, который существует во многих юрисдикциях. Поэтому, если говорить о том, как нужно вводить «мотивированное суждение», то нужно повышать ответственность регулятора, давать ясные формулы, но и нужно создавать прозрачные правовые механизмы защиты регулятора — естественно, если речь не идет о каких-то недобросовестных действиях и злоупотреблениях», — сказал Сухов на Российском экономическом и финансовом форуме в Швейцарии.

По его мнению, внедрение принятых в международной практике механизмов позволит найти баланс в отношениях банков с регулятором. «Конечно, нужно избежать волюнтаризма Центрального банка, нужно избежать вседозволенности банков, но есть определенные международные механизмы, которые позволяют найти баланс между этими двумя крайностями. Регулятор должен получить возможность устанавливать повышенные значения нормативов при более высоких уровнях риска. Регулятор должен получить возможность оценивать внутренние модели управления рисками и проводить так называемую процедуру валидации. Регулятор должен получить возможность применять меры воздействия при нарушении этих моделей — как в административном режиме, так и в режиме дискуссий», — сказал зампред ЦБ.

Качественное изменение модели микропруденциального надзора для банков с переходом к «мотивированному суждению» предлагает и «Стратегия-2020». По мнению разработчиков стратегии, орган надзора должен иметь право самостоятельно проводить оценку достаточности капитала и требовать от акционеров внесения капитала или, в случае отказа, переоценивать капитал до реального уровня и передавать банк под управление АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной организации. Эта процедура должна быть формализована, а регулятор — нести ответственность за принятые решения, отмечается в документе.