Публикация доклада рабочих групп по коррекции «Стратегии-2020» де-факто отменила негласный мораторий на обсуждение вопроса о пенсионной реформе. Дожидаться появления нового правительства, для которого тема обещает стать одной из главных, игроки не стали: обсуждение стартовало, и заместитель главы Минздрава Юрий Воронин уже объявил — ведомство настаивает на рассмотрении вопроса в самом широком контексте, пишет «Коммерсант».

Отложить обсуждение вопросов пенсионной системы до формирования в мае 2012 года нового правительства РФ, как это предполагалось в январе — феврале этого года Минздравом, не удалось. «Спусковым механизмом» для начала дискуссии, очевидно, стала публикация на прошлой неделе доклада рабочих групп по коррекции «Стратегии-2020». Команда экспертов под руководством ректоров ВШЭ Ярослава Кузьминова и РАНХиГС Владимира Мау выдвинула на обсуждение Белого дома и Кремля инициативы по возврату к налоговой схеме взимания соцплатежей, по квазидобровольным платежам со средних зарплат, по снижению ставок соцплатежей с 34% до 26% и увеличению пенсионного возраста. Вчера же в дискуссию включились первый заместитель главы ЦБ Алексей Улюкаев, заместитель главы Минфина Сергей Шаталов, эксперты Экономической экспертной группы и заместитель главы Минздрава Юрий Воронин — в основном собственными статьями в СМИ.

В авторской статье в газете «Ведомости» Алексей Улюкаев подтвердил и развил ранее высказывавшуюся позицию об интеграции Пенсионного фонда (ПФР) в бюджетную систему РФ в более широкой концепции реформы бюджетной системы. Господин Улюкаев поддержал упомянутую в докладе групп «Стратегии-2020» концепцию «бюджетных правил» расходования нефтегазовых доходов федерального бюджета (в форме «таргетирования дефицита бюджета» по аналогии с «таргетированием инфляции» ЦБ). Кроме того, он заявил о необходимости возврата статуса налогов социальным сборам и администрирования их ФНС.

Во многом идея инкорпорирования ПФР в бюджет связана с внутриправительственной полемикой вокруг «недобора» платежей в ПФР и другие внебюджетные фонды, связанные с ростом бывшего ЕСН в 2011 году, — при плане роста сборов на 700 млрд рублей реальное повышение сборов составило менее 400 млрд, констатировали вчера в комментарии «Газете.ру» представители Экономической экспертной группы. Идея инкорпорирования предполагает, впрочем, не только лишение ПФР самостоятельности (и подчиненности Минздраву), но и прямое принятие бюджетом пенсионных обязательств — то есть формальную смену модели пенсионной системы. Идею возврата ЕСН вчера в теории поддержал заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. «Думаю, что это не очень правдоподобно, хотя это было бы, наверное, правильно», — заявил он РИА Новости.

В итоге главный архитектор пенсионной реформы в Минздраве, заместитель главы ведомства Юрий Воронин, был вынужден вступить в дискуссию — статьей в журнале «Профиль». Воронин настаивает на том, что инкорпорирование ПФР в бюджетную систему нерационально и невозможно. По сути, предложено отложить обсуждение до завершения общей дискуссии о новой модели роста ВВП, которая позволила бы закрыть вопросы реформы пенсионной системы ростом реальных заработных плат. Схожие позиции ранее высказывались помощником президента Аркадием Дворковичем и представителями Минэкономики.

«Газетный» статус дискуссии о ПФР не позволяет говорить о том, что итоги полемики повлияют на кадровые решения по новому правительству в мае 2012 года. Тем не менее то, что полемику не удалось «закрыть» до инаугурации избранного президента, показывает: несмотря на отставку вице-премьера Алексея Кудрина, для нового Белого дома пенсионная тема будет, как и в 2006—2007 годах, одной из самых конфликтных.