Даже одна жалоба на негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это повод приостановить его операции. Такую меру в ответ на мошеннические схемы перевода накоплений граждан обсуждают чиновники, пишут «Ведомости».

Минздравсоцразвития разработало законопроект, разрешающий Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) приостанавливать все операции НПФ при наличии даже одной жалобы застрахованного лица о незаконном переводе его средств, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник на рынке пенсионных накоплений. Представитель Минздравсоцразвития подтвердил, что такая идея обсуждается, но санкцию должен будет давать суд, альтернативное наказание — штраф на сумму до 500 тыс. рублей. По его словам, эти предложения лишь рассматривались рабочей группой при министерстве, они еще могут сильно поменяться во время межведомственного согласования.

С такой инициативой выступил Пенсионный фонд России (ПФР), знает сотрудник ведомства, участвующего в обсуждении предложений. Так как остальные участники рабочей группы предложений не представили, идеи фонда и были включены в проект, объясняет чиновник.

Представителю ПФР Марите Нагоге не известно о таких предложениях фонда. По ее словам, фонд предлагает разрешить ему в одностороннем порядке разрывать трансфер-агентское соглашение, если в течение месяца НПФ не урегулировал конфликт. В таком случае ПФР перестанет автоматически обрабатывать запросы фонда, что сделает работу НПФ крайне сложной. Кроме того, Пенсионный фонд предлагал штрафы в 300—500 тыс. рублей за каждый фальшивый договор, а также внесудебный возврат накоплений в фонд, из которого они были незаконно выведены, рассказывает Нагога.

ФСФР поддерживает усилия Минздравсоцразвития по пресечению мошеннических схем, но штрафов и других санкций недостаточно, говорит представитель службы: нужно создать гражданско-правовой порядок, при котором мошенничество станет невыгодным.

Практика подделки договоров о переводе средств из одного фонда в другой существует не первый год, в 2010-м она стала массовой. Пострадавшим трудно не только доказать сам факт подделки, но и быстро вернуть средства на прежний счет. НПФ обвиняют в подделке своих агентов, ведь те за каждое заявление получают комиссионные.

Наибольшее количество жалоб пришлось на три НПФ — «Норникель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние». Так, в конце февраля МВД сообщило о разоблачении преступной группы, которая незаконно перевела 137 млн рублей пенсионных накоплений граждан в НПФ «Норникель». Расследование было начато по инициативе НПФ «Норникель», утверждает представитель фонда Ирина Цытович. В прошлом мае были отстранены от своих должностей президент фонда Сергей Пучков и руководители ряда региональных сетей, напоминает Цытович. Инициативу Минздравсоцразвития она не комментирует.

В любом финансовом секторе есть случаи мошенничества, говорит председатель совета фонда «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев, при таком подходе можно приостанавливать деятельность всех НПФ. Проблемы есть и их нужно решать, но не только карательными мерами, продолжает он, например, можно разрешить ПФР в досудебном порядке возвращать пенсионные накопления граждан, если они договорились с фондом аннулировать договор. Еще одна возможная инициатива — разрешить НПФ переводить накопления не раз в год, а раз в месяц или квартал, добавляет Киселев. Наказание должно быть соразмерно нарушению, считает исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов: именно этот вопрос обсуждался в начале лета 2011-го, когда у трех НПФ отзывали трансфер-агентские соглашения. «Мы за любые правила, лишь бы они были понятными и адекватными текущей ситуации, а не популистскими», — добавляет он.