Сбербанк начал готовиться к выходу на перспективный рынок электронных денег объемом около 150 млрд рублей. Первым практическим шагом стало отключение от сервисов банка крупнейшего игрока этого рынка — системы электронных денег «Qiwi-Кошелек». Клиенты Qiwi лишились возможности пополнять электронные кошельки через Сбербанк, потому что у него «изменились приоритеты в приеме платежей населения через удаленные каналы», другими словами, Сбербанк прекратил способствовать развитию бизнеса потенциального конкурента, пишет «Коммерсант».

О том, что Сбербанк разорвал отношения с системой электронных денег «Qiwi-Кошелек», рассказали изданию несколько участников рынка электронных денег. «На днях в «Сбербанке Онлайн» (система дистанционного банковского обслуживания Сбербанка) исчезла возможность пополнения Qiwi-кошельков, — сообщил один из собеседников газеты. — В то же время пополнение кошельков в других системах электронных денег, таких как «Яндекс.Деньги», Webmoney, «Деньги@mail.ru», осталось». Эту информацию подтвердили «Коммерсанту» и в колл-центре Сбербанка, затруднившись сказать, с чем связан отказ от сотрудничества, уточнив, что функция пополнения Qiwi-кошельков перестала быть доступна не только в интернет-банке, но и в банкоматах и платежных терминалах Сбербанка. В пресс-службе Сбербанка, комментируя разрыв сотрудничества с «Qiwi-Кошельком», сообщили: «Для Сбербанка платежный бизнес — стратегический, мы заинтересованы в развитии собственных средств платежа и видим в Qiwi конкурента». При этом в пресс-службе отказались пояснить, почему Сбербанк не считает конкурентами другие системы электронных денег, с которым сотрудничество сохранилось.

В Qiwi сообщили, что получили уведомление от Сбербанка о досрочном расторжении договора «в связи с изменением приоритетов в приеме платежей населения через удаленные каналы обслуживания».

«Доля Сбербанка в общем объеме пополнения Qiwi-кошельков составляет около 2% (исходя из данных за прошлый год, это около 1,3 млрд рублей), — сообщили в пресс-службе Qiwi. — Расторжение договора никак не повлияет ни на показатели системы, ни на лояльность наших пользователей».

Разрыв отношений с «Qiwi-Кошельком» может свидетельствовать о намерении Сбербанка активизироваться на рынке розничных электронных платежей через развитие собственной системы электронных денег, полагает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Впервые об интересе Сбербанка к рынку электронных денег стало известно в прошлом году. Старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский публично заявлял, что банк рассматривает возможность создания системы электронных денег для своих клиентов в рамках «Сбербанка Онлайн».

Попытки Сбербанка выйти на рынок электронных денег через покупку действующего игрока не увенчались успехом. В октябре прошлого года стало известно, что Сбербанк рассматривает официальное предложение о покупке бизнеса от «Яндекс.Денег» или вхождения в капитал компании в качестве стратегического партнера, однако эти переговоры сделкой не завершились. В декабре появилась информация о том, что Сбербанк ведет переговоры о приобретении RBK Money, основным владельцем которой является группа «ОНЭКСИМ», однако и эти переговоры ничем не завершились.

По словам источника издания, близкого к Сбербанку, банк готовит к запуску собственную систему электронных денег и видит основного конкурента своему продукту именно в лице Qiwi. «Дело в том, что другие системы электронных денег не имеют собственной инфраструктуры и работают только в интернете или через посредников, у Qiwi же, как и у самого Сбербанка, помимо системы электронных денег есть мощная инфраструктурная поддержка — в виде большого числа платежных терминалов этой системы (около 120 тыс.), — говорит собеседник «Ъ». — Учитывая это, Сбербанк не хочет помогать развитию своего основного конкурента на интересном для себя рынке».