Российские банки считают сотрудничество с платежными сервисами вроде «QIWI Кошелька» взаимовыгодным и не собираются отказываться от использования их услуг. Об этом заявили «Прайму» представители опрошенных банков и платежных систем.

Как напоминает информагентство, в четверг стало известно, что Сбербанк отключил от своих сервисов крупнейшего российского игрока на этом рынке — систему электронных денег «QIWI Кошелек». В пресс-службе QIWI уточнили, что банк заключил договор с «QIWI Кошельком» в январе 2011-го и прекратил сотрудничество с ним 19 марта этого года.

«Для нас платежный бизнес стратегический, мы видим в QIWI конкурента, поэтому заинтересованы в развитии собственных средств платежа», — заявили в крупнейшем российском банке.

При этом банк сохранил возможность пополнения кошельков в других системах электронных денег, таких как «Яндекс.Деньги», WebMoney, «Деньги@mail.ru», сообщила в четверг газета «Коммерсант».

По данным QIWI, доля Сбербанка в общем объеме пополнения «QIWI Кошелька» составляет около 2%. Расторжение отношений со Сбербанком не отразится на показателях платежной системы.

«Мы открыты к сотрудничеству со всеми банками, и Сбербанк в этом отношении не исключение, но сотрудничество — улица с двусторонним движением. Сейчас с QIWI работает более 150 банков», — заявили в пресс-службе QIWI.

Райффайзенбанк, входящий в десятку крупнейших по размеру активов в РФ, сотрудничает с QIWI уже несколько лет. «Для банка это сотрудничество удобно тем, что QIWI аккумулирует большое количество поставщиков и, таким образом, дает банку возможность централизованно сотрудничать с ними. Особенно данный фактор важен при работе в регионах», — объяснил представитель пресс-службы кредитной организации.

Собеседник агентства уточнил, что QIWI платит комиссии банку за пополнение кошелька через его ресурсы. «В то же время клиенты Райффайзенбанка обслуживаются в QIWI на льготных условиях и могут воспользоваться большинством платежных сервисов «QIWI Кошелька» без комиссии», — добавил он.

На комиссионной основе предоставляет своим клиентам возможность пополнить «QIWI Кошелек» через свои банкоматы и Росбанк. Сбербанк, как и все провайдеры системы, также получал комиссию за прием платежей в своих точках в пользу «QIWI Кошелька».

По словам члена правления, руководителя блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка Елены Махоты, в сотрудничестве с подобными платежными сервисами банк имеет возможность полнее удовлетворить возрастающие потребности клиентов в современных платежных сервисах, расширить перечень услуг, доступных клиентам банка. Сотрудничество осуществляется на взаимовыгодных условиях.

«Предоставляемые Промсвязьбанком услуги мгновенного пополнения электронных кошельков «QIWI Кошелек», «Яндекс.Деньги», RBK Money, «Единый кошелек» и «Монета.Ру» позволяют клиентам Промсвязьбанка оплачивать товары и услуги в интернет-магазинах, принимающих к оплате электронные деньги, осуществлять другие операции, доступные в этих платежных системах», — рассказала Махота «Прайму».

Помимо пополнения электронных кошельков существует и другое направление сотрудничества между банками и платежными системами. Клиенты банков пользуются подобными сервисами для погашения кредитов, пополнения банковских счетов.

Оборот «QIWI Кошелька» в прошлом году достиг 67,3 млрд рублей (рост в 2,5 раза по сравнению с показателем 2010-го). При этом лидирующими категориями платежей стали именно погашение банковских кредитов и пополнение банковских счетов (оборот — 35 млрд рублей, рост более чем в три раза за год).

Платежная система «Деньги@mail.ru» также сотрудничает с большим количеством банков, постоянно наращивая число партнеров.

«В общем объеме трансакций достаточно сложно выделить только кредиты, так как порой их оплата совершается прямым переводом между банковскими счетами, которые нельзя выделить в потоке операций. Наши оценки — около 20%, и показатель растет, так как кредитов, с одной стороны, выдается все больше, а с другой — люди оценивают преимущества технологичных методов оплаты и активнее ими пользуются», — рассказал директор по электронной коммерции Mail.Ru Group Андрей Ефимочкин.

В платежной системе «Яндекс.Деньги» сообщили, что пополнение счетов принимают все крупнейшие российские банки и сотрудничество в этом направлении (прием денег через кассы, банкоматы или терминалы банков) никогда не останавливалось.

«Мы давно сотрудничаем с банками. До 2010 года банковский ввод (то есть пополнение электронных кошельков по банковским каналам) рос с той же скоростью, с какой развивалась и платежная система, но два года назад динамика банковского ввода удвоилась», — отметили в пресс-службе «Яндекс.Денег». В компании расценивают такую динамику как результат системной работы с Альфа-Банком, который первым предложил своим клиентам прямое моментальное пополнение «Яндекс.Денег» под 0%. Вслед за Альфа-Банком к модели «платежи в Интернете должны быть моментальными, простыми и выгодными» пришел и ВТБ 24.

Сейчас компания активно работает над подключением пополнения без комиссии через крупнейшие региональные банки.