В столичном метро появятся многофункциональные автоматы по продаже билетов, расплатиться в которых можно будет не только наличными, но и банковскими картами. Как пишет «Маркер», точная дата запуска таких устройств еще не определена, но в Московском метрополитене отмечают, что в многофункциональных автоматах можно будет приобрести билеты всей тарифной сетки, а не только на 1—10 поездок, как сейчас. Кроме того, в автомате можно будет зарядить транспортную карту с длительным сроком использования, а также студенческие карты.

«В многофункциональных автоматах можно будет приобрести билеты всей тарифной сетки — на 1, 2, 5, 10, 20, 60 поездок и выше, — сообщили «Маркеру» в Московском метрополитене. — Кроме того, в автомате можно будет зарядить транспортную карту с длительным сроком использования (скажем, студенческую). Процесс простой: нужно будет вставить карту в специальный разъем автомата, выбрать опцию «зарядить», необходимый срок (например, 365 дней) и оплатить услугу». Тарифы в многофункциональных автоматах будут совпадать с действующими в кассах.

Внедрение новых автоматов, которое началось еще в 2010 году, проводится для того, чтобы разгрузить кассиров. Помимо оплаты наличными в автомате можно будет расплатиться банковской картой. Кто будет поставщиком новых автоматов, пока неизвестно.

Участники рынка, опрошенные «Маркером», отмечают, что в первую очередь разработчикам следует заняться вопросом обеспечения безопасности при оплате проезда в метро банковской картой, поскольку существует вероятность скимминговых атак, то есть кражи данных карты при помощи скиммера — переносного считывающего устройства, которое может крепиться к автомату.

«Особенно привлекательными для злоумышленников являются проходные места, так как за короткий промежуток времени можно собрать достаточно много данных с карт держателей», — предупреждает начальник управления трансакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Мария Коханюк. С ней соглашается начальник отдела претенциозной работы и контроля рисков СБ Банка Павел Гоголев: «Внедрение новых автоматов, скорее всего, вместе с удобством для держателей карт добавит мошенникам возможностей для компрометации пластика». «Безопасность при покупке транспортных карт в автоматах пластиком будет напрямую зависеть от банка и компании-разработчика, — резюмирует директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико. — Они должны обеспечивать безопасные технологии расчетов для автоматов».

Если будут соблюдены все необходимые технические меры, то и оплата картами в подобных многофункциональных автоматах будет безопасной, отмечает эксперт. По словам Тарико, это может достигаться теми же техническими мерами, которые достаточно широко используются в банкоматах. Основных способов два. Во-первых, банк, обслуживающий автоматы, должен установить на картоприемник специальный модуль — антискиммер. Во-вторых, должна применяться PINPad-клавиатура со специальными средствами защиты от возможности установки фальшпанели, которая имитирует настоящую клавиатуру.

Задача безопасного использования банковской карты в многофункциональных автоматах будет решаться исходя из принципов безопасности, разработанных для банкоматов, обещают представители столичного метрополитена.

Пока процесс разработки многофункциональных автоматов еще не начался, в подземке активно идет замена банкоматов автоматами по продаже билетов на 1—10 поездок, сообщили «Маркеру» в Московском метрополитене. Оставшиеся площади, которые не будут заняты автоматами, в метро планируют вернуть банкам, а в случае отсутствия интереса у последних — предложить другим компаниям. В подземке сейчас расположены банкоматы трех кредитных организаций: Сбербанка, Росбанка и Банка Москвы. В Росбанке «Маркеру» сообщили, что договор с метро действует и его банкоматы будут просто перенесены в другие точки подземки, не мешающие установке автоматов по продаже билетов.