Как стало известно «Коммерсанту», группа ВТБ близка к запуску проекта по экспресс-кредитованию в торговых сетях (POS-кредитование) — самого высокодоходного направления банковской розницы.

Как рассказали изданию несколько источников, близких к группе ВТБ, до конца апреля розничный банк группы — ВТБ 24 — намерен вынести на обсуждение своего наблюдательного совета вопрос о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях. «В группе с ключевыми моментами развития этого бизнеса уже определились», — говорит один из собеседников газеты. Проект получит название «ВТБ экспресс» и будет развиваться на основе полученного группой вместе с приобретением Банка Москвы его дочернего Бежица-Банка, уточняет он. Решение о выкупе у Банка Москвы акций этого банка набсовет ВТБ 24 принял 7 марта. Таким образом, «ВТБ экспресс» будет его 100-процентной «дочкой».

По информации «Коммерсанта», запуск нового проекта будет сопровождаться кадровыми перестановками в группе ВТБ. До конца месяца ВТБ 24 в связи с переходом в проект «ВТБ экспресс» покинут первый зампред правления Дмитрий Руденко и член правления, курирующий направление розничного бизнеса, Георгий Горшков.

На новом месте работы — после завершения организационных процедур — они займут посты предправления банка и его первого заместителя соответственно, рассказали газете несколько участников рынка, знакомых с планами ВТБ 24. Таким образом, костяк команды «ВТБ экспресс» составят банкиры, которые в свое время, еще до кризиса, вывели в лидеры рынка POS-кредитования банк «Русский Стандарт» (их предыдущее — до ВТБ 24 — место работы).

О выходе на привлекательный рынок POS-кредитования группа ВТБ стала задумываться еще в 2008 году одновременно с главным конкурентом — Сбербанком. Среди всех направлений розничного банкинга сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность. Средняя доходность кредитного портфеля основных игроков этого рынка (состоит в основном из экспресс-кредитов и впоследствии проданных экспресс-заемщикам кредитных карт) — 40—60% годовых. Ставки же, например, по кредитам наличными в среднем по рынку варьируются от 20% до 30% годовых.

Интересно, что до последнего времени у Сбербанка было больше определенности в вопросе освоения рынка POS-кредитования. Летом 2011 года, когда Сбербанк официально сообщил о намерении выходить в этот сегмент в партнерстве с французской группой BNP Paribas (кредитует в торговых сетях под брендом Cetelem), планы ВТБ по работе в сегменте экспресс-кредитования, согласно заявлению Дмитрия Руденко, еще откладывались «на неопределенный срок». Сейчас конкуренты примерно сравнялись по темпам подготовки к выходу на новый для себя рынок. Сбербанк ведет организационную работу по созданию совместного проекта по экспресс-кредитованию с BNP Paribas на базе его дочернего банка «БНП Париба Восток». Ожидается, что этот процесс будет завершен до конца первого полугодия текущего года. Приступить к непосредственной работе в торговых сетях Сбербанк и Cetelem намерены в конце этого года. Примерно на то же время, по информации «Коммерсанта», намечен и выход на рынок POS-кредитования «ВТБ экспресс». При этом, если стратегия развития этого бизнеса Сбербанком в партнерстве с Cetelem пока не определена, ВТБ уже определился с географией его развития. По словам источников издания, «ВТБ экспресс» намерен заходить на рынок POS-кредитования через регионы — города с населением от 200 тыс. до 500 тыс. человек.