В октябре прошлого года Сбербанк объявил о покупке страховой компании «Альянс-Лайф» у группы Allianz для развития накопительного и инвестиционного страхования жизни. О том, как крупнейший российский банк будет развивать страховой бизнес, и о развитии рынка страхования жизни старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров рассказал в интервью «РБК daily».

«Идея возродить рынок страхования жизни в России, на мой взгляд, очень позитивна. Вкладывать и накапливать средства правильно для каждой семьи. Привлечение длинных денег в экономику интересно для государства. Очевидно, что Сбербанк является именно тем финансовым институтом, который может построить этот рынок почти с нуля. В СССР было очень много накопительных продуктов, которые в годы перестройки исчезли. В чем их смысл: например, каждый квартал гражданин вносит платежи, накапливая определенную сумму денег к совершеннолетию ребенка либо к его поступлению в институт или другим важным событиям в своей жизни. Когда наступает тот или иной момент, происходит выплата. Если наступает страховой случай, например, с одним из родителей, то дети могут получить большую сумму, но только сразу. Что же касается инвестиционного страхования, то есть продуктов класса unit linked, которые позволяют инвестировать деньги клиентов в различные инвестиционные инструменты, — они не в полной мере распространены на нашем рынке, поскольку есть определенные законодательные ограничения для инвестирования. Но даже сегодня можно делать различные конфигурации продукта и у нас в стране», — сказал он.

По словам Дениса Бугрова, в дальнейших планах Сбербанка — охватить страховыми услугами 10% населения страны. «Мы обращаем внимание не столько на заработки людей, сколько на то, какой объем средств они готовы держать в банке. Для граждан из регионов это 60—90 тыс. рублей, для Москвы — от 100 тыс. Мы хотим охватить страховыми услугами 10% населения России», — отметил старший вице-президент.

Говоря о сложностях в развитии данного направления бизнеса, он заявил: «Сложности действительно будут. Самая важная задача для Сбербанка — это вернуть массовое доверие клиентов к накопительному страхованию жизни. Люди настолько от него отвыкли за 15—20 лет, что возродить этот рынок будет непросто. Вторая сложность — нам нужно решить вопрос продвижения наших накопительных продуктов в своей сети с помощью модели финансового консультирования. Это большая задача для российского рынка в целом, поскольку такая модель нигде не реализована. Еще одна наша задача — лоббирование законодательных инициатив. В частности, необходимо законодательно предусмотреть льготы инвестора и страховщика при реализации продуктов накопительного и инвестиционного страхования. Рынок должен быть интересен гражданам, иначе построить серьезный рынок страхования жизни, как в развитых странах, будет невозможно».

Касаясь вопроса, почему Сбербанк решил приобрести страховую компанию именно в сегменте life, Денис Бугров сказал: «Инвестиционное и накопительное страхование жизни — более сложное, долгоиграющее. Мы считаем, что, занимаясь этими видами страхования, очень важно полностью контролировать весь производственный цикл от разработки продукта до его непосредственной продажи клиенту. До покупки «Альянс-Лайфа» Сбербанк рассматривал возможность сделать этот бизнес самостоятельно либо в партнерстве с крупной страховой компанией. Мы и с СК «Кардиф», и с «Росгосстрахом» обсуждали такую возможность. Пообщавшись со страховщиками, пришли к выводу, что финансовые условия, на которых удалось бы договориться о старте, не очень интересны. В результате решили начать запуск продукта самостоятельно. Однако мы не исключаем возможности на более позднем этапе вернуться к идее совместного бизнеса с одной из страховых компаний».