Сотрудничать с финансовым омбудсменом (общественным примирителем) в России готовы 110 финорганизаций. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве бывший финансовый омбудсмен РФ (в 2010—2011 годах) Павел Медведев. Он отметил, что за полтора года работы института финомбудсмена в России было рассмотрено более 4 тыс. жалоб граждан на 117 финансовых институтов, подавляющее большинство которых — банки.

«Мы имеем дело со 117 организациями. Из них приблизительно 110 так или иначе готовы сотрудничать», — сказал Медведев. По его словам, очень скоро институт финансового омбудсмена опубликует список сотрудничающих с ним организаций. «Расставаясь с должностью, я подписал 150 писем разным финансовым начальникам, где пытаюсь их убедить, что к нам надо присоединяться», — сообщил он.

Говоря о характере жалоб, Медведев выделил несколько их типов: жалобы, связанные с отсутствием возможности вернуть кредит в банк из-за потери работы или тяжелой болезни, травмы; жалобы на займы у сомнительных организаций, которые дают их под «грабительские» проценты, а затем угрозами выбивают деньги с клиентов; жалобы на решения суда, обязывающие вернуть кредит. В первом случае, по его словам, банки и коллекторские агентства часто идут навстречу омбудсмену и соглашаются списать пени или часть долга. Во втором случае, по мнению Медведева, исправить положение могли бы поправки в Гражданский кодекс РФ, запрещающие выдавать такие займы. А вот на решение суда финансовый омбудсмен повлиять не может.

Медведев также рассказал о часто встречающихся ошибках в работе банков. Так, по его словам, один банк давал кредит гражданину на год и при своевременном возврате кредита и процентов ему в конце года автоматически выдавался следующий кредит на более выгодных условиях. «Человек сразу подписывал договор как бы на два кредита, второй из которых был условным. А потом он забывал про второй кредит, а деньги по нему автоматически перечислялись на его счет, и с этого счета списывались проценты. Через некоторое время гражданин оставался должен банку», — описывает ситуацию бывший финансовый омбудсмен. Впрочем, после разговоров с омбудсменом банк простил клиенту все долги, которые возникли в описанной ситуации.

Медведев отмечает, что в целом 51% заявителей остались довольны итогами рассмотрения их жалоб финансовым омбудсменом.

Для более эффективной работы финомбудсмена, по словам Медведева, необходимо принятие в России специального закона, регулирующего деятельность этого института. Он напомнил, что есть соответствующее правительственное поручение о создании рабочей группы по подготовке такого закона.