Россияне по итогам I квартала по-прежнему не находят положительных изменений в экономике РФ, а индекс их потребительской уверенности имеет отрицательное значение, сообщил в пятницу Росстат.

В то же время, по данным ведомства, потребительские ожидания в России в I квартале 2012 года незначительно улучшились по сравнению с IV кварталом 2011-го.

«Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2012 года по сравнению с IV кварталом 2011 года вырос на 2 процентных пункта и составил минус 5%», — говорится в сообщении Росстата.

Таким образом, этот индекс демонстрировал медленный, но постоянный рост с начала прошлого года, когда находился на уровне около минус 13%.

Его повышение в I квартале, отмечает Росстат, обеспечивалось ростом индексов ожидаемых и произошедших изменений в личном материальном положении и индекса ожидаемых изменений в экономике России.

В частности, в ближайшие 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ждут 26% опрошенных (в IV квартале — 22%). Отрицательные изменения прогнозируют 17% респондентов (против 19% в прошлом квартале).

Улучшения личного материального положения ждут 16% россиян, а ухудшения — 15% (против 14% и 17% соответственно в IV квартале 2011 года).

В то же время уже произошедшие изменения в экономике РФ положительно оценивают 21% россиян, 23% считают их отрицательными, а 55% респондентов не видят изменения ситуации. Таким образом, этот индекс остается отрицательным — минус 3%, как и в последнем квартале 2011 года.

Почти на том же уровне — минус 4% — остался индекс произошедших изменений в личном материальном положении. Доля положительных оценок составила 17%, отрицательных — 23%.

По-прежнему низким (минус 20%) в начале текущего года остается также индекс благоприятности условий для крупных покупок, увеличившись только на 1 процентный пункт по сравнению с прошлым кварталом. Еще ниже индекс благоприятности условий для сбережений — минус 37%.

Значительную разницу в потребительских ожиданиях Росстат отмечает у разных возрастных групп. Если молодежь в возрасте от 16 до 29 лет склонна к оптимизму (индекс потребительской уверенности в I квартале на 5,5 процентного пункта выше среднего, составляет 0,5%), то средняя возрастная группа (от 30 до 49 лет) чувствует себя гораздо менее уверенно (индекс — минус 5%). Индекс потребительской уверенности старшей возрастной группы, после 50 лет, еще ниже (минус 8%).

Такая же разница отмечалась и в прошлом квартале — индексы составляли минус 0,5%, минус 7% и минус 10% соответственно.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации (через год) в РФ среди молодежи составил 9%, у лиц среднего возраста — 3%, у старшего поколения — 2%.

В то же время, по данным Eurostat, потребительские ожидания в большинстве стран Европы гораздо ниже российских. В частности, в феврале 2012 года самый низкий индекс потребительской уверенности зафиксирован в Греции (минус 83,5%). Очень низкие индексы также отмечаются в Португалии (минус 53,9%), на Кипре (минус 45,7%), в Венгрии (минус 49%), Болгарии (минус 43,2%), Словакии (минус 31,7%), Италии (минус 30,7%). Значения от минус 20% до минус 30% показывают индексы Бельгии, Великобритании, Испании, Литвы, Нидерландов, Польши, Словении, Франции и Чехии.

Положительные индексы в феврале 2012 года зафиксированы только в Дании (5,6%), Финляндии (7%) и Швеции (4,9%).

Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения; произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России; благоприятности условий для крупных покупок.