Министерство финансов РФ разрабатывает поправки к Налоговому кодексу, которые смягчат для микрофинансовых организаций режим налогообложения: предлагается уменьшить для МФО налогооблагаемую базу на размер резервов, созданных на возможные потери по ссудам. Об этом, как пишет «Коммерсант», рассказал в ходе круглого стола в Совете Федерации директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. «Если мы вводим резервирование для МФО, то должны соответствующим образом определить и особенности учета доходов и расходов для определения налогооблагаемой базы», — пояснил он, указав, что сейчас налогообложение МФО осуществляется в общем порядке. С декабря прошлого года для МФО стало обязательным формирование резервов на возможные потери по ссудам, как для банков, при этом, в отличие от банков, МФО не имеют права уменьшать налогооблагаемую базу на размер сформированных резервов.

Минфин приводит регулирование деятельности МФО в соответствие с банковским, отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «МФО, осуществляя аналогичный банковскому вид деятельности — кредитование, должны находиться на одном поле с банками с точки зрения регулирования, тогда и расчет налоговой базы может быть аналогичным», — считает зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов.

Возможность уменьшать налогооблагаемую базу на размер резервов мотивирует МФО на их создание. По словам президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаила Мамуты, порядок формирования резервов для МФО еще не утвержден Минфином. «Если в настоящее время у МФО и есть проблемные займы, то они не обязаны создавать резервы», — уточняет председатель набсовета компании «Микрофинанс» Сергей Сучков. Сейчас МФО отражают резервы на возможные потери по займам в управленческой отчетности. «В соответствии с международной практикой в отношении МФО действует такой подход к резервированию: если просрочка составляет менее 30 дней, то по ней создается резерв 0%, 30—180 дней — 50% и свыше 180 дней — 100%», — рассказывает Мамута. По словам Сучкова, когда МФО начнут создавать резервы, которые будут сокращать налогооблагаемую базу, финансовая отчетность МФО по российским стандартам станет более прозрачной.

Негативным последствием принятия поправок могут стать налоговые злоупотребления со стороны МФО. «Если ФНС при проведении проверки не будет обращать внимания на адекватность формирования резервов принятым рискам, не исключено, что организации будут этим пользоваться для минимизации налогооблагаемой базы», — предполагает замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. Такая проблема, по его словам, уже существует на банковском рынке. «Налоговику при проверке достаточно того, что резервы на возможные потери по ссудам предусмотрены требованиями ЦБ, что может использоваться банками для минимизации налогов за счет формирования избыточных резервов», — отмечает он.

Впрочем, участники банковского рынка настаивают на том, что в завышении показателя резервов с целью минимизации налогов банки, в отличие от МФО, не заинтересованы. «Банкам выгоднее заплатить больше налогов, но иметь возможность больше нарастить активы и заработать больше денег», — поясняет первый зампред правления СМП Банка Александр Левковский. «При отсутствии жесткого надзора за формированием резервов, как в банках, инициатива Минфина может привести к действиям, связанным с оптимизацией налогообложения искусственными методами», — считает Скворцов. У Минфина и Федеральной службы по финансовым рынкам для осуществления надзора и контроля, аналогичного банковскому, нет таких ресурсов, в том числе человеческих, которые есть у ЦБ, поэтому и контроль за правильностью формирования резервов будет слабее, добавляет Левковский.

Объем портфеля займов, выданных микрофинансовыми организациями, составляет 35 млрд рублей, за 2011 год он вырос на 34%.