Банк «Русский Стандарт» сделал неожиданный маркетинговый ход — подал заявку в Роспатент на регистрацию слова «проездной» применительно к своей транспортной карте. Этот продукт кредитная организация, принадлежащая бизнесмену Рустаму Тарико, в августе запустила в Санкт-Петербурге (для всех видов транспорта), а с начала текущего года — в Москве (пока только для проезда в метро), пишут «Известия».

«Русский Стандарт», один из ведущих в России частных банков на рынке кредитования населения, в последнее время активно рекламирует свои «пластиковые билетики» и явно намерен обойти на рынке транспортных карт большинство конкурентов. А обозначение «проездной», если организация получит разрешение на его использование, добавит шансы на успех.

Впрочем, юристы сильно сомневаются, что Роспатент выдаст свидетельство о регистрации такого товарного знака.

«Все зависит от того, для каких продуктов или услуг «Русский Стандарт» хочет зарегистрировать это обозначение. Если в качестве названия водки или, скажем, шоколада, то это реально, а если транспортной карты, то маловероятно», — считает патентный поверенный, гендиректор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.

По его словам, обозначение «проездной» — описательное. Согласно статье 1 483 Гражданского кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление для идентификации товаров определенного вида. «Проездной» — это общепринятое название документа, подтверждающего право человека на проезд на каком-либо виде транспорта.

«Реально зарегистрировать внешний вид карточки, неохраняемым элементом которого будет слово «проездной», — объяснил Зуйков.

Аналогичной точки зрения придерживается управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. Она полагает, что заявка не пройдет экспертизу в Роспатенте.

«Но даже если удастся зарегистрировать обозначение «проездной» для транспортной карты, его можно будет оспорить», — добавила Тулубьева.

Это способны в «случае чего» сделать банки, также выпускающие «пластиковые проездные». А таковых, согласно информации на сайте Московского метрополитена, сейчас 20. Среди них, помимо «Русского Стандарта», — Сбербанк, Банк Москвы, Росбанк, Мастер-Банк, «Авангард», «Зенит», «Уралсиб». Их представители скептически относятся к «заявке на победу» «Русского Стандарта».

«Слово «проездной» все же можно отнести к общеупотребительным, поэтому его вряд ли удастся запатентовать какой-либо одной кредитной организации. Более того, использовать это наименование для названия банковского продукта было бы не совсем этичным и, главное, неоправданным с маркетинговой точки зрения — из-за возможной функциональной путаницы», — комментирует пресс-секретарь Мастер-Банка Анна Сапожникова.

Она уточнила, что для большинства людей «проездной» — это документ, применяемый в течение месяца для проезда в общественном транспорте и распространяемый, скорее, не через банковские отделения, а в кассах, расположенных на автобусных остановках и в метро.

Предправления банка «Авангард» Валерий Торхов полагает, что даже если «Русскому Стандарту» удастся зарегистрировать слово «проездной», это не добавит банку заметных конкурентных преимуществ.

«Конечно, этот маркетинговый прием даст определенный эффект. Транспортные карты рассматриваются их держателями преимущественно как удобное средство оплаты проезда, а не как универсальный платежный инструмент. То есть у транспортной карты может быть много «начинок», но пользуются ей только как билетом. Но с моей точки зрения более важен функционал и соотношение цены и качества продукта», — говорит Торхов.

С помощью транспортной карты «Русского Стандарта», как сказано на сайте кредитной организации, можно оплачивать не только поездки, но и услуги ЖКХ, операторов мобильной связи, Интернет и телевидение. Также «проездной» позволяет переводить деньги, погашать кредиты и пополнять депозиты без комиссии с помощью интернет-банка «Русского Стандарта». На счете карты возможно размещать собственные средства, на их остаток начисляется до 10% годовых.

Однако, по мнению Валерия Торхова, на практике получится, что маркетинговые усилия кредитной организации будут направлены на раскрутку допуслуги, а не основного платежного средства.

А Сергей Зуйков даже предположил, что как таковая регистрация слова «проездной» может не являться целью «Русского Стандарта». «Иногда подают заявку в Роспатент для того, чтобы никто другой не оформил на себя нужное слово или изображение, — заключил патентный поверенный.