Французская группа Auchan активно работает над созданием в России собственного банка — документы в ЦБ планируется подать уже летом. Наличие собственного банка позволит Auchan самостоятельно кредитовать покупателей в своих магазинах, наращивая продажи, пишет «Коммерсант».

О том, что один из крупнейших мировых ретейлеров — французская группа Auchan — перешел в активную фазу работы над запуском собственного банка в России, «Коммерсанту» рассказали несколько источников, близких к компании. «Группа Auchan сейчас активно работает над получением банковской лицензии в России, документы в ЦБ могут быть поданы в июне, сам проект планируется запустить со следующего года», — сообщил газете источник, знакомый с планами компании. Об активной подготовке к запуску банковского проекта изданию рассказали еще три источника на банковском рынке. Однако в пресс-службе компании «Ашан» газете подтвердили только потенциальный интерес к получению банковской лицензии, указывая, что этот вопрос «детально изучается в течение нескольких лет», однако «еще не определены этапы развития и не начата работа с ЦБ». «Осторожность группы Auchan в высказываниях понятна: крупные международные компании, не являющиеся публичными, предпочитают не комментировать проекты на этапе разработки», — говорит один из источников, близкий к группе Auchan.

В структуре группы Auchan работает банк Accord, однако в России лицензии он не имеет и с 2005 года существует в форме представительства «БА Финанс». Бизнес Auchan в России представлен гипермаркетами «Ашан», «Ашан-Сити», супермаркетами «Атак», дискаунтерами «Радуга», магазинами спорттоваров «Декатлон» и гипермаркетами товаров для дома и строительства «Леруа Мерлен». Auchan не раскрывает выручку в России, по оценкам InfoLine, в 2010 году она была на уровне 5,87 млрд евро, то есть составляла около 13,8% от общих продаж Auchan.

Тот факт, что группа Auchan только сейчас приступила к активной работе над созданием банка, эксперты объясняют затратностью проекта, который экономически целесообразен только при значительных масштабах бизнеса. «Auchan в России достиг серьезного уровня развития, и через эту сеть проходят значительные обороты как наличных денег, так и безналичных расчетов с поставщиками, — говорит директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Трусов. — Замкнуть все эти обороты в собственном банке было бы разумным решением». Локальные банковские структуры позволяют крупным международным торговым группам сэкономить на услугах банков-посредников, указывает глава консультационной группы по финансовым рынкам Ernst & Young Олег Данилин, однако пока в России такая модель реализована в основном автоконцернами, а не крупными ретейлерами. У шведской IKEA, в рамках группы которой существует финансовая структура Ikano Finance, есть планы запуска банковского проекта в России. По сведениям «Коммерсанта», у Metro Group таких планов в России нет, поскольку внутри группы нет банковской структуры.

Банковский проект «Ашана» будет ориентирован на клиентов-физлиц, полагают эксперты. «В отличие от международных автоконцернов, развивающих как корпоративное, так и розничное кредитование, ретейлеры нацеливают банковские проекты на кредитование физических лиц в магазинах сети, — указывает старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. — Благодаря высокому трафику розничные сети имеют доступ к широкой клиентской аудитории, что позволяет им быстро наращивать кредитный портфель и зарабатывать на процентном доходе, а также наращивать обороты, в том числе за счет реализации различных программ лояльности». Сейчас кредитование физлиц в магазинах Auchan осуществляет в партнерстве с Кредит Европа Банком, долю продаж товаров в кредит участники рынка оценивают примерно в 5% от оборота. Какое-то время после получения лицензии для банковской «дочки» Auchan, вероятно, продолжит сотрудничество с Кредит Европа Банком, поскольку получить разрешение на работу с физлицами банк сможет только через два года после получения лицензии.