В то время как многие иностранные банки уходят с российского рынка, Абсолют Банк, напротив, готовится к активному завоеванию розницы: в ближайшее время он предложит клиентам кредитки и займы наличными. И это несмотря на заявления владельца кредитной организации — группы KBC — о планах продать российскую «дочку». По мнению участников рынка, активность на розничном рынке поможет владельцам увеличить стоимость банка при его продаже, пишет «Маркер».

Владелец Абсолют Банка — KBC — не раз заявлял о желании продать российскую «дочку». Избавление от непрофильных активов было одним из условий выделения банку помощи со стороны бельгийского правительства. В KBC утверждают, что развитие бизнеса в России не входит в их стратегические планы и что в 2012—2013 годах Абсолют Банк будет продан, однако пока конечный покупатель не определен. На данный момент претендентами на покупку Абсолют Банка являются ФК «Открытие», НОМОС-Банк и банк «Стройкредит».

Несмотря на это, Абсолют Банк готовится к выходу на рынок кредитных карт и займов наличными. «Сейчас мы стоим на пороге начала активных продаж кредитных карт. Это будут полноценные револьверные рублевые кредитные карты. Они появятся на рынке уже в первой половине второго полугодия», — рассказал «Маркеру» Иван Анисимов, заместитель председателя правления Абсолют Банка.

Планируется, что в год банк будет выпускать несколько десятков тысяч карт. Первыми опробовать карты смогут лояльные клиенты банка. По словам Анисимова, на данный момент кредитки тестируют сами сотрудники банка. Как пояснили в кредитной организации, условия обслуживания и grace period карты будут находиться в лучшем верхнем сегменте, а процентные ставки и годовая стоимость — на уровне среднерыночных показателей.

«Мы совершенно не нацелены пойти и «порвать» рынок своим предложением кредитных карт или завоевать 10% рынка, — резюмирует Иван Анисимов. — Для нас важнее, чтобы эта карта была удобна нашим клиентам». Партнером по проекту выбрана платежная система MasterCard.

Помимо кредиток клиенты смогут в скором времени получить и нецелевые кредиты наличными. «Мы никогда раньше не выдавали необеспеченных кредитов и никогда на этом рынке не были, — говорит Анисимов. — Сейчас я бы поостерегся давать какой-то точный прогноз с датой запуска, но в моем понимании это вопрос месяцев». При этом в выходе в сегмент POS-кредитовании банк не заинтересован.

На данный момент база кредитной организации насчитывает около 1 млн клиентов-физлиц, которые и являются потенциальными держателями «кредиток» и других новых продуктов банка.

По мнению банкиров, Абсолют Банку будет сложно проявить себя в новом сегменте. «Конкуренция в розничном сегменте достаточно жесткая. Даже действующему игроку достаточно тяжело выходить на рынок популярных розничных банковских продуктов, не имея эксклюзивного предложения — по ставкам, наполнению продукта или собственной обширной клиентской базы. Например, в потребительском кредитовании в нише небольших сумм серьезными конкурентами для банков сейчас являются микрофинансовые организации», — говорит Наталия Мишина, директор департамента розничного бизнеса СМП Банка.

По словам Олега Скворцова, зампреда правления банка «Ренессанс Кредит», движение «Абсолюта» в зону более доходных розничных продуктов, к которым относятся карты и кредиты наличными, — шаг логичный: «Абсолют Банк уже давно работает в сегменте банковского ретейла с авто и ипотекой, наименее маржинальными из розничных продуктов. Кредиты наличными — короткие по срокам, что особенно актуально в нынешних условиях, когда ситуация с долгосрочным фондированием остается нетривиальной задачей».

Кроме того, по мнению банкиров, запуск кредиток и депозитов повысят капитализацию банка, что поможет владельцам выручить за него больше. «Вполне возможно, что предложение банком новых для себя услуг населению сопряжено с грядущей продажей. Кредитная организация всегда выглядит выигрышнее, если предлагает весь спектр розничных продуктов. Этим банк показывает свою инвестиционную привлекательность и повышает свою рыночную стоимость», — отмечает Мишина.

Правда, выход в новый сегмент рынка — это и дополнительные расходы. «Продвижение любого вида банковской розницы — это всегда существенные расходы. Ведь необходимо развить розничную сеть, заточенную на тот или иной продукт, а значит, придется вкладываться в открытие или совершенствование точек продаж, разработку скоринга, оценку рисков», — говорит Вячеслав Андрюшкин, зампред правления СДМ-Банка.