Как стало известно «Маркеру», переход граждан напрямую из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой может быть ограничен. Для смены фонда гражданин должен будет лично обратиться в отделение Пенсионного фонда России (ПФР). Соответствующая мера содержится в числе предложений, направленных президенту и главе правительства Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Представленные инициативы, указывают в НАПФ, позволят резко сократить число случаев, когда Пенсионный фонд РФ отказывает в переводе средств из одного фонда в другой. За прошлый год такие отрицательные решения были вынесены в отношении пятой части заявлений граждан.

По закону гражданин имеет право ежегодно переводить средства из одного фонда в другой. Для этого ему достаточно заключить договор с новым фондом о переводе в него пенсионных средств, не извещая старый НПФ. Именно новый фонд сообщает о решении гражданина в ПФР, который предписывает старому фонду перевести пенсионные накопления. За неисполнение предписания фонду может грозить отзыв лицензии.

Нынешней схемой умело пользуются особо предприимчивые агенты, привлекающие на коммерческой основе клиентов для негосударственных пенсионных фондов. Получая вознаграждение за каждого привлеченного клиента, они подделывают договоры без ведома самих граждан и переводят их пенсионные накопления из одного фонда в другой.

В 2011 году проблема незаконного перевода средств из НПФ впервые оказалась в поле зрения властей. Летом прошлого года генпрокурор РФ Юрий Чайка сообщал в письме Владимиру Путину, что «массовый характер приобрели факты неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного фонда в другой в отсутствие их волеизъявления». По данным Генпрокуратуры, только в органы ПФР с начала 2009 года поступило свыше 11,7 тыс. обращений граждан по указанным вопросам, из них за 5 месяцев 2011 года — более 7,7 тыс. обращений. Представители правоохранительных органов также заявляли, что значительное количество таких случаев связано с незаконным использованием работниками НПФ и их агентами персональных данных граждан.

Некорректные данные в документах, по информации ПФР, стали основной причиной отказов в переводе средств за прошлый год. В целом в Пенсионный фонд России поступило 6,6 млн заявлений граждан о переходе из одного фонда в другой. Положительные решения были приняты по 5,34 млн из них. Отказ дан по 1,3 млн заявлений, что составляет 19,7% от общего количества.

На решение проблемы незаконных переводов граждан направлены предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, которые были изложены в письмах президенту и премьер-министру. Реализация предложенных мер позволит резко сократить число случаев, когда ПФР отказывает в переводе пенсионных накоплений граждан, уверены в НАПФ. В числе предложений — ограничение прямого перехода граждан из одного НПФ в другой.

Необходимо ввести такой порядок перехода из одного НПФ в другой, в соответствии с которым гражданин должен будет лично подать заявление в ПФР. «Эта мера позволит существенно уменьшить число неправомерных переводов. Такой порядок перехода станет просто экономически невыгоден мошенникам», — объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов. К тому же сегодня, если выясняется, что средства переведены неправомерно, вернуть их обратно можно только через суд. «Предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об ОПС недействительным», — говорит Угрюмов. Это, по его словам, позволит максимально быстро вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику. При этом за фальсификацию НАПФ предлагает ввести наказание — либо административное, либо даже уголовное.