В 1994 году вкладчик МММ был в каждой десятой семье (11%), сообщает во вторник Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) со ссылкой на результаты собственного опроса.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 7—8 апреля 2012 года. Опрошено 1 600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Чаще других в МММ вкладывали деньги москвичи и петербуржцы (22%), а также обеспеченные респонденты (18%). Большинство же россиян сообщают, что в пирамиде Мавроди не участвовали (87%). Воздержались от вложения денег в МММ в первую очередь средне- и малообеспеченные россияне (по 88%).

Сегодня инвестиции в «финансовые пирамиды», как и год назад, являются, по мнению россиян, одним из самых невыгодных способов вложения денег (по 1%), наряду с паем паевого инвестиционного фонда и игрой на фондовой или валютной бирже (по 2%). Самым выгодным способом вложения денег остается недвижимость (63% против 57% год назад). Среди других выгодных вариантов — покупка золота или драгметаллов (с 21% год назад до 29% в 2012 году), депозит в банке (с 17% до 27%). Менее удачными способами признаются покупка антиквариата (5%), а иностранной валюте (с 13% до 9%) россияне теперь предпочитают покупку ценных бумаг (с 7% до 11%).

Половина опрошенных (51%) предпочитают доверять свои денежные средства надежным банкам, даже если они предлагают низкие проценты по вкладам. Каждый четвертый (26% против 18—21% в период с 2005 по 2008 год) предпочитает «среднюю надежность банков» в сочетании со «средними процентами». Рассматривают высокие проценты в качестве главного критерия для вложения денег только 6% опрошенных. Предпочтут надежность в ущерб прибыльности прежде всего россияне предпенсионного возраста (55%), жители крупных городов и городов-миллионников (57—59%), с доходом выше среднего (57%). Средний уровень дохода при средней надежности банка предпочтителен чаще для 18 — 34-летних (30—32%), жителей малых городов (30%), с высоким уровнем доходов (32%). Высокий процент при низкой надежности банка привлечет скорее молодежь (9%) и жителей двух столиц (10%).

Выбирая, куда вложить свои свободные средства, россияне теперь предпочитают лично обходить и изучать предполагаемые для вложения банки (24% против 15% в 2007 году), тогда как раньше главным фактором при принятии решения был совет друзей и знакомых (21% против 28%). Чуть менее популярны обращение за советом к специалистам (15%), вложение денег туда же, куда они вкладывались ранее (14%) и просмотр публикаций в газетах и журналах (13%). Меньше всего россияне предпочтут ни с кем не советоваться и положиться на свою интуицию (4%).