Бороться с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма банки будут по новым правилам, соответствующим последним требованиям FATF. Однако их буквальное прочтение привело банкиров к парадоксальным выводам. Если дополнительных разъяснений не последует, в числе подозрительных клиентов могут оказаться целые города и даже районы, в категорию сомнительных — попасть не только операции Минобороны, но и всех резидентов России, вместе взятых. Впрочем, банкиры пока не паникуют: на привыкание к новым правилам игры или их корректировку есть еще год, пишет «Коммерсант».

В «Вестнике Банка России» ЦБ опубликовал окончательный текст требований к банковским правилам внутреннего контроля (ПВК). Он издан в виде нового нормативного акта регулятора — положения 375-П. Эти правила банки составляли в целях борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием террористов и раньше, но руководствовались не нормативным актом, а необязательными для исполнения рекомендациями ЦБ. При этом сами правила до сих пор согласовывались регулятором, что давало банкам определенную индульгенцию от возможных санкций в будущем. После вступления в силу положения 375-П изложенный в нем подход к составлению правил будет не рекомендательным, а обязательным, а страховка от санкций ЦБ за несоответствие правил требованиям регулятора исчезнет вместе с обязанностью банков согласовывать ПВК в ЦБ. Последнее пугает опрошенных «Коммерсантом» банкиров даже больше необходимости переписывать все имеющиеся документы по внутреннему контролю. По словам участников рынка, в своем документе ЦБ существенно расширил критерии необычных и подозрительных операций и обязал банки установить процедуры их выявления и фиксации, что в ряде случаев крайне сложно или и вовсе невозможно, утверждают банкиры.

В Банке России называют эти утверждения преувеличением. «Установленные положением 375-П требования к правилам внутреннего контроля во многом повторяют многочисленные ранее изданные рекомендации, новых моментов в документе по большому счету два. Там установлены признаки операций, целью которых может быть финансирование терроризма, чему раньше в отличие от легализации уделялось меньше внимания, и признаки операций, которые могут проводиться с целью уклонения от налогов», — указывает собеседник издания. Он отмечает, что в документе реализованы последние изменения рекомендаций FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма). Но именно признаки «террористических» и «уклонистских» операций как раз и вызывают у банкиров больше всего опасений, причем, судя по использованным в документе формулировкам, далеко не всегда беспочвенных.

Например, к операциям, потенциально свидетельствующим о возможном финансировании терроризма, в частности, отнесены операции, проводимые клиентами банка, если их (а также их представителей и выгодоприобретателей по этим операциям) адрес регистрации, места жительства или местонахождения совпадает с адресами лиц, включенных в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.