Сбербанк приступил к созданию сети уличных киосков самообслуживания, где клиент может оплатить ряд услуг, пользуясь терминалами и банкоматами, причем как днем, так и ночью, пишет во вторник деловая газета «Маркер». По словам главы Московского банка Сбербанка Максима Полетаева, сейчас в столице действуют 9 киосков самообслуживания, а до конца 2012 года кредитная организация планирует открыть еще 20. Павильоны будут располагаться в основном в спальных районах Москвы.

Первый пилотный киоск самообслуживания Сбербанк открыл еще в декабре прошлого года на Беговой улице. «В ближайшие дни откроется еще один — на Дмитровском шоссе, сейчас в нем идет настройка устройств самообслуживания», — cообщил Полетаев.

В киоске, который недавно был размещен рядом со станцией метро «Савеловская», находятся 2 терминала и 3 банкомата. В киосках самообслуживания Московского Сбербанка можно оплатить коммунальные услуги, мобильную и стационарную связь, Интернет, кабельное ТВ, штрафы, налоги, погасить кредит, провести другие платежи, снять средства с банковской карты или пополнить ее счет.

Цель этой политики — сократить очереди в отделениях. По словам Полетаева, на конец 2011 года только порядка 16% клиентов вынуждены были стоять в очередях более 15 минут. На 2012 год поставлена цель снизить до 10% долю клиентов, которые ожидают своей очереди более 10 минут. «Помимо сокращения времени ожидания в очереди для клиента, для банка — это снижение уровня затрат на одну операцию, так как большая доля операций, проводимых сотрудниками отделений Сбербанка, низкомаржинальна (оплата коммунальных платежей, штрафов, налогов и др.)», — говорит заместитель начальника по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов.

Участники рынка, опрошенные изданием, восприняли инициативу Сбербанка скептически. По мнению директора департамента розничного бизнеса СДМ-Банка Дениса Давыдова, «Сберу» придется серьезно потратиться на обеспечение безопасности обслуживания в такого рода павильонах: киоски нужно оборудовать хорошей системой сигнализации, видеонаблюдения, отслеживания движения и, соответственно, последующего реагирования. Это очень затратная вещь, отмечает эксперт.

Кроме того, киоски по сути мало чем отличаются от стандартных банкоматов и терминалов — просто они стоят под одной крышей, говорит Давыдов. «Я бы не сказал, что система киосков будет работать более эффективно, чем банкоматная или терминальная сеть», — говорит собеседник «Маркера».

Участники рынка также отмечают, что большая часть клиентов все же привыкла к живому общению, и в уличные павильоны следовало бы посадить хотя бы одного операциониста: он мог бы консультировать граждан и помогать им совершать операции при необходимости (ведь не все с легкостью пользуются банкоматами-терминалами). «Как вариант — это было бы интересно: есть информационное обслуживание плюс консультант, — говорит Давыдов. — Но есть и обратная сторона медали: формат уличных павильонов не предусматривает наличие операциониста. Ведь большую часть времени тот может провести, что называется, в качестве «мебели». Его присутствие также может повлечь дополнительные затраты».

«Значительная часть клиентов Сбербанка может неоднозначно воспринять эту модель, поскольку люди привыкли к тому, что в офисе госбанка их встречает консультант, который подсказывает, разъясняет, помогает сориентироваться», — говорит директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владмир Тарико. Позитивный эффект, к которому стремится Сбербанк, можно получить лишь в случае повсеместного распространения киосков в достаточно сжатые сроки, уверен эксперт: «Клиентов нужно будет приучить к новой модели обслуживания». С Тарико соглашается Павлов: «Возможным риском я бы назвал сложность обучения большого количества клиентов пользоваться данным инструментом».