Объем вкладов в банках, специализирующихся на потребительском кредитовании, приближается к кредитным портфелям, пишет в среду газета «Ведомости».

Депозиты и средства на счетах физлиц в «Русском Стандарте» за 2011 год выросли почти вдвое — с 62,2 млрд рублей до 101,4 млрд, следует из консолидированной отчетности банка по МСФО. Кредитный портфель рос медленнее — с 89,7 млрд до 122,2 млрд, или всего на 20% больше вкладов.

Похожая ситуация в других розничных банках. Хоум Кредит Банк за год увеличил вклады втрое — с 21,6 млрд рублей до 61,7 млрд, а кредитный портфель — с 75,1 млрд до 112,8 млрд. Менее чем двукратная разница в привлеченных у населения и одолженных ему средствах у «Ренессанс Кредита» (27,3 млрд и 45,2 млрд) и банка «Тинькофф Кредитные Системы» (360 млн долларов и 663,4 млн).

Такая ситуация характерна для всех розничных банков, активно занимающихся кредитованием, говорит аналитик НОМОС-Банка Елена Федоткова: поначалу они привлекали средства на долговых рынках, но в кризис они закрылись, поэтому банки стали активно привлекать вклады. «Русский Стандарт» объявил об этом в 2007 году, когда решил диверсифицировать пассивы и сократить заимствования с рынка в пользу вкладов физлиц. Он вышел на рынок вкладов раньше конкурентов, поэтому его результаты более заметны, объясняет Федоткова, банку помогла и обширная офисная сеть, которую он намерен увеличить — в 2012 году запланирован рост со 181 до 250 точек.

Банки, занимающиеся потребительским кредитованием, в частности «Русский Стандарт», сделали выводы из кризиса 2008—2009 годов, подтверждает председатель правления Хоум Кредит Банка Иван Свитек: модель банка-монолайнера вряд ли будет востребована рынком и клиентами, и «Русский Стандарт» начал перестраивать модель бизнеса несколько лет назад, результаты этой перестройки стали особенно заметны в прошлом году.

Привлекать вкладчиков розничным банкам помогают высокие проценты. «Дело не только в размере ставок, а в привлекательности продукта в целом: его надежности, сроке, возможности досрочного погашения, капитализации процентов, доступности банковских офисов, качестве обслуживания», — уверяет Свитек. Видимо, «Русский Стандарт» добился здесь успехов, полагает банкир, добавляя, что в России много значит народный рейтинг — сарафанное радио.