Федеральная служба по финансовым рынкам РФ считает необходимым наделить ее правом разрабатывать и представлять в правительство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков, говорится в докладе руководителя ФСФР Дмитрия Панкина к заседанию совета по финансовым рынкам при президенте РФ, состоявшемся 26 апреля. Доклад имеется в распоряжении агентства «Прайм».

Правительство РФ утвердило 29 августа 2011 года постановление о перераспределении полномочий между Минфином и ФСФР в сфере регулирования финансовых рынков, в соответствии с которым Минфин осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, а ФСФР осуществляет надзор и контроль в сфере финансовых рынков.

В докладе отмечается, что в настоящее время ФСФР является единственной федеральной службой, не наделенной правом разрабатывать и представлять в правительство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов. «При этом отсутствует обоснование лишения именно ФСФР такого права», — говорится в докладе.

По мнению ФСФР, время с момента перераспределения полномочий между ФСФР и Минфином показало необходимость внесения изменений в постановление правительства, что позволит избежать излишних временных затрат на согласование «технических» вопросов и упростить процедуру межведомственного согласования.

В этой связи рассмотрение вопроса о наделении ФСФР правом разрабатывать и представлять в правительство проекты нормативных актов в сфере регулирования финансовых рынков и перераспределении регулятивных полномочий в сфере финансовых рынков между Минфином и ФСФР, а также правом официально представлять правительство РФ при рассмотрении законопроектов в Госдуме и Совете Федерации требует дополнительной системной проработки. «Полагаем необходимым поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть указанный вопрос и представить согласованные предложения в правительство», — говорится в докладе.

В целях преодоления фрагментированного и разрозненного регулирования и надзора на финрынке, устранения возможности регулятивного и надзорного арбитража, повышения эффективности деятельности ФСФР с учетом создания и развития все большего количества групп и холдингов, оказывающих услуги во всех секторах финрынка (профучастник, страховая компания, НПФ, микрофинансовая организация), необходимо унифицировать регулирующие и надзорные полномочия ФСФР во всех сегментах финансового рынка.

По мнению ведомства, подходы к регулированию и надзору должны строиться на одних и тех же принципах с возможностью учесть специфику конкретного сегмента финансовых рынков на уровне микрорегулирования. Единообразные полномочия позволят ФСФР адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, одновременно и на одних и тех же принципах пересматривать те или иные требования и походы к надзорной деятельности по отношению ко всем объектам надзора.

Кроме того, ФСФР считает необходимым расширение надзорных полномочий до уровня, установленного законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, что позволит ведомству более качественно формировать доказательную базу при выявлении нарушений на финансовом рынке, избегать возможной неточной квалификации нарушений. В настоящее время при осуществлении надзорных полномочий ФСФР ограничена в получении некоторой необходимой информации (в первую очередь информации, составляющей банковскую тайну), в возможности предъявления требований к лицам, у которых возможно истребовать необходимую информацию, а также в способах получения и фиксации доказательств.

ФСФР считает необходимым предоставить ей право обращения в суд в интересах неограниченного круга лиц, а также с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований (запросов).

Предоставление процессуальных возможностей обращения в арбитражный в суд обусловлено участившимися случаями нарушения прав большого количества указанных лиц, говорится в докладе. Кроме того, ФСФР считает необходимым получение полномочий по контролю за собственниками поднадзорных организаций, включая их финансовое положение, и лицами, фактически руководящими поднадзорными организациями, а также по контролю за исполнением организациями требований законодательства после отзыва (аннулирования) лицензии.