В интервью «РБК daily» президент Банка Москвы Михаил Кузовлев признался, что запретил бы выдачу кредитов в экзотических валютах.

«Поскольку мы решили первый этап, связанный с возвращением Банку Москвы стабильности, то основные задачи теперь находятся в рамках исполнения нашей стратегии. У Банка Москвы есть пять основных направлений развития: обслуживание крупного корпоративного бизнеса, корпоративного бизнеса, задействованного в сфере городского хозяйства, обслуживание малого и среднего бизнеса, развитие электронной коммерции и розницы. Работу с крупными корпоративными клиентами Банка Москвы в рамках матричной системы управления группы ВТБ в Банке Москвы курирует Юрий Соловьев. Наша же стратегическая цель — это обслуживание и кредитование компаний, задействованных в сфере городского хозяйства. Географически основной зоной наших интересов является Москва и область, но если мы успешны здесь, то сможем предлагать эти услуги и в других регионах. У нас есть все предпосылки для этого, на начальном этапе нам интересны города-миллионники», — сказал он.

«Например, Банк Москвы — активный участник и один из создателей системы оплаты ЖКХ в Москве. С 2007 года мы активно развиваем партнерский сервис, чтобы сделать услуги по оплате ЖКХ в столице доступными для клиентов различных банков. Крупнейшим агентом Банка Москвы по сбору платежей является Сбербанк, который благодаря нашему сервису может принимать платежи не только во всех своих отделениях, но и во всех каналах дистанционного банковского обслуживания. Такими же возможностями обладают более 200 банков — партнеров Банка Москвы, уже присоединившихся к сервису. Этот же сервис Банк Москвы предоставляет на московском портале государственных услуг, на всех площадках мобильной и электронной коммерции, пользующихся услугами Банка Москвы. Иными словами, уже много лет мы делаем все возможное, чтобы сделать сервис оплаты ЖКХ удобным и доступным», — отметил банкир.

Отвечая на вопрос, что удалось сделать после того, как в последние месяцы заемщики, которые взяли ипотеку в экзотичных валютах в Банке Москвы, были недовольны ее стоимостью и устраивали забастовки возле офисов банка, Михаил Кузовлев заявил: «Мы сделали три программы реструктуризации ипотечных займов в экзотических валютах — швейцарских франках и японских иенах. До нас ни один банк ничего подобного своим клиентам не предлагал. Мы понимаем, что у людей взять, кроме квартир, нечего. Исходя из наших возможностей, мы свои предложения по реструктуризации сформулировали. Поэтому отклик от них достаточно разумный. Заявок на реструктуризацию 1 130 штук. По первому варианту — 19%, по-второму варианту — 21%, по-третьему — 60%. Ставка, которую у нас клиенты получают, по третьему варианту реструктуризации составляет 5,46% годовых. Действие программы реструктуризации мы продлили до конца июня. Вопрос о том, можно ли в такой стране, как Россия, выдавать кредиты на крупные суммы в экзотических валютах, лучше адресовать к ЦБ. Я, например, понимая, что Россия — страна очень социальная, запретил бы выдачу кредитов в экзотических валютах, оставил бы максимум в долларах. Лучше избежать социальной напряженности. Ведь если вдруг швейцарский франк или японская иена упадут в своей стоимости, ипотечные заемщики, которые брали кредиты в этих валютах, опять выстроятся в очередь перед Банком Москвы с просьбой перевести кредиты из рублей в валюту».

Говоря о том, как будет решаться вопрос с пересечением розничных продуктов в банке ВТБ 24, он сказал: «Розничный бизнес в новой стратегии банка является одним из ключевых направлений деятельности. Мы планируем существенно повысить эффективность работы нашей розницы и в этой работе активно опираемся на опыт ВТБ 24, который сейчас по продуктивности на одного продавца и уровню эффективности продаж гораздо выше нас. Но при этом есть сферы, в которых Банк Москвы гораздо более продвинут, чем ВТБ 24, — электронные услуги, транспортное приложение, социальная карта москвича. Банк Москвы ориентирован на работу с городом. И мы понимаем, что, работая с городом, мы должны уметь работать с социально важным сегментом — с пенсионерами, студентами, бюджетниками. Примером эффективного сотрудничества Банка Москвы и ВТБ 24 является, например, наша пилотная жилищная программа: в ипотечном центре Банка Москвы можно получить консультацию и оформить заявку на ипотечные программы ВТБ 24.

Кроме того, Михаил Кузовлев коснулся и вопроса о выпуске социальной карты москвича. «В части услуг электронной коммерции при взаимоотношении с городом мы достигли весомых успехов. Мы выпустили около 5 млн социальных карт москвича. К сожалению, предыдущее руководство не уделяло этому проекту достаточно внимания. Если бы социальные карты сегодня были наполнены большим количеством продуктов, то население, владеющее этими картами, пользовалось бы ими более активно. Мы работаем в пилотном проекте по внедрению УЭК в Москве, дали свое согласие на присоединение к правилам единой платежно-сервисной системы, но пока еще не присоединились к ним. Мы сделаем это, как только к этим правилам присоединятся Москва и Московская область. Пока в полной мере не заработала УЭК, мы в сотрудничестве с «Ростелекомом» предоставляем аналогичный по своей полноте доступ к инфраструктуре электронного правительства, которое будет давать УЭК», — отметил глава банка.