Сбербанк, получивший эксклюзивные права на переговоры по покупке DenizBank, турецкого актива европейской группы Dexia, пока не раскрывает возможную сумму сделки, но, по словам Германа Грефа, актив станет самым крупным приобретением возглавляемого им российского банка — в случае, если сделка состоится. В интервью газете «РБК daily» президент Сбербанка прокомментировал, в частности, планы кредитной организации по развитию на международном рынке.

Он объяснил причины интереса Сбербанка к турецкому банку: «Там очень большой и самый быстроразвивающийся рынок в Европе… Кроме того… в Турции много российских компаний и, конечно, много наших туристов. Как раз DenizBank очень хорошо расположен, у него есть офисы в Анталии и по всему южному побережью Турции. Для наших людей важно, находясь на отдыхе или в командировке, встречать везде бренд родного банка».

У DenizBank «хороший розничный бизнес, очень качественный портфель», продолжил Греф. «Они сильно представлены в малом и среднем бизнесе, у них есть уникальные продукты по кредитованию сельского хозяйства. Наши специалисты уже оценили их и поняли, что можно позаимствовать», — отметил он.

Банкир отказался раскрыть возможные инвестиции в этот актив, пообещав: «Когда будет конечная конфигурация, конечно, мы все раскроем». «Если это произойдет, то станет самой крупной нашей покупкой, — сказал Греф. — Изучением DenizBank мы занимались последние несколько месяцев. Технологически это очень хороший, очень продвинутый банк, с сильной командой менеджмента и лидером».

Приобретение, по словам финансиста, окажет влияние на капитал Сбербанка, но оно не будет критичным: «Мы считали — нам по силам эта покупка. Меньше процентного пункта нашего капитала будет… в терминах достаточности капитала по МФСФО».

Дальше на международном рынке Сбербанк, по словам его главы, будет двигаться постепенно.

«Пожалуй, Турция наш самый приоритетный рынок, дальше пока мы не собираемся двигаться. Польша — да, но не в ближайшей перспективе. Западная Европа нам не очень интересна, нет такого прогноза по темпам роста рынка… В ближайшие годы у нас нет планов выхода ни в США, ни в Западную Европу», — указал Греф.

В Сингапуре «Сбер», возможно, откроет офис по развитию инвестиционного банка, однако «коммерческому банку там пока нечем заниматься».

«Нужно двигаться step by step, — заключил Греф. — У нас огромная амбициозная программа преобразований банка здесь, внутри России. Мы и в собственном развитии делаем семимильные шаги одновременно с выходом на международные рынки. И мы очень быстро превращаемся в международную компанию. Здесь самое главное — не увлечься этим. Рост должен быть сбалансированным». «Мы строим будущее Сбербанка на 50—100 лет вперед. И мы должны двигаться так, чтобы не совершать ошибок или совершать их как можно меньше», — подчеркнул банкир.

Он надеется, что в будущем Сбербанк будет получать 50% дохода от бизнеса в России и 50% — за рубежом. «Но к этому надо идти не один десяток лет», — оговорился Греф, добавив, что на ближайшую перспективу — 2014 год — была поставлена задача получить 5% доходов за рубежом.

Между тем он отметил, что сила бренда Сбербанка на международном рынке уже существенно выросла. «Раньше нас никто не знал. Помню, я приехал в Давос, а там никто выговорить толком слово «Сбербанк» не мог», — описал Греф для сравнения ситуацию, имевшую место несколько лет назад.