Почти треть россиян, а именно 31%, считает, что для неплатежей по кредитам нет оправданий, в то время как в 2010 году таких было всего 18%. Таковы результаты опроса, проведенного социологами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Результаты исследования свидетельствуют о повысившейся степени ответственности населения перед банками. Так, например, за два года значительно уменьшилась доля россиян, для которых достаточной причиной для неуплаты по банковским займам видится их ошибочная оценка своих финансовых возможностей (с 19% в 2010 до 11% в 2012-м).

«Во время кризисных 2008—2010 годов наблюдалось повышенное напряжение и усиление негативных установок россиян. В частности, в кризис ощутимо повысилась значимость форс-мажорных обстоятельств в качестве оправдания невозврата кредита», — сообщила директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова. Однако в текущем году число россиян, склонных винить в невозможности расплатиться по кредиту внешние факторы, снизилось с 46% до 37%.

Среди опрошенных доля респондентов, для которых невозможность выплаты кредита связана с искажением реальной стоимости кредитного бремени со стороны самого банка, снизилась до 29% 2012 году с 35% двумя годами ранее. Такая причина чаще встречается среди мужчин — 33%, у женщин — 29%. Тем не менее по результатам исследования было установлено, что женщины более дисциплинированы в вопросах возврата долга при любых обстоятельствах, чем сильный пол. Юлия Барабанова связывает такие гендерные различия с тем, что «женщины чаще занимаются ведением семейного бюджета, более внимательно отслеживают доходы и расходы и, как следствие, более четко следят за кредитными обязательствами».

Примечательно, что растет число граждан, которые считают, что можно не платить по кредиту, если банк в одностороннем порядке увеличил ставки по кредиту: если в 2009 году таковых было 24%, то в 2012-м — уже 31%. Такая ситуация связана не только с действиями самих кредитных институтов. Полученные результаты исследования НАФИ свидетельствуют о проблеме финансовой грамотности россиян. «Почти 40% россиян никогда не сравнивают условия предоставления финансовой услуги у разных компаний, — поясняет Барабанова. — Каждый пятый россиянин не читает договора с финансовыми организациями или не до конца понимает его смысл, но, несмотря на это, подписывает».

Таким образом, заключает Юлия Барабанова, сейчас финансовая культура и грамотность российского населения только начинает формироваться.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в 2009—2012 годах. Опрошены 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.