Темп роста активов российских банков к 2020 году замедлится в два раза по сравнению с аналогичным показателем за последние пять лет — до 12,1%. Такой прогноз со ссылкой на исследование Bank of America Merrill Lynch приводит «Коммерсант».

Основную долю в активах банков по-прежнему будут составлять кредиты, но структура портфеля изменится. Доминирующую роль будут играть розничные кредиты: их среднегодовой рост к 2020-му составит 17%, а корпоративных — лишь 12%, тогда как за последние пять лет среднегодовой прирост кредитов физлиц составлял 22%, юрлиц — 25%, говорится в исследовании. По данным Росстата, число граждан 30—50 лет, которые являются наиболее активными заемщиками, начнет расти с 2014 года, приводят аргумент в пользу своих выводов аналитики BofA Merrill Lynch.

В то же время прогнозируется снижение чистой процентной маржи банков: с нынешних 5% в среднем по рынку до 3,6% к 2020 году. «Чистая процентная маржа будет снижаться из-за низкой инфляции и снижения доходности по кредитам, что, в свою очередь, вызвано повышением конкуренции при менее динамичных темпах роста», — поясняет аналитик BofA Merrill Lynch Ольга Веселова.

В таких условиях банкам следует сфокусироваться на оптимизации расходов, стимулируя удаленный доступ к продуктам, и на повышении непроцентных доходов, в частности от банковского страхования и прочих видов неосновной деятельности, считают авторы исследования. Сейчас отношение доходов к расходам составляет 48%, что объясняется затратами на широкие филиальные сети, в то время как в 2009 году банки сумели довести это отношение до 33%.

По мнению зампреда правления Нордеа Банка, у которого объем комиссионных доходов уже сейчас равен четверти доходов от розничного кредитования, Андрея Мальцева, «возможен и рост до 35—40% за счет увеличения объемов безналичных расчетов, однако равную долю с процентными доходами они не смогут составить даже в отдаленной перспективе». При этом банковское страхование, на которое делают ставку аналитики BofA Merrill Lynch, актуально лишь для розничных банков, отмечают участники рынка. «Россияне в основном страхуют только то, что вынуждены страховать по закону или по требованию банка; большинство клиентов отказываются от любых дополнительных продуктов, часто не понимая, что риск все равно заложен в ставку», — указывает первый зампред правления СМП Банка Александр Левковский.