Совет республики, верхняя палата парламента Белоруссии, на заседании в пятницу одобрил законопроект о внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс. Документ, в частности, предусматривает, что Национальный банк не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) президентом Белоруссии, говорится в обосновании необходимости принятия документа, который ранее был направлен в Палату представителей (нижнюю палату) белорусского парламента председателем правления Нацбанка Надеждой Ермаковой.

Кроме того, законопроект устанавливает жесткий запрет на участие Нацбанка в хозяйственных обществах и иных юридических лицах, не связанных с осуществлением банковской деятельности.

В законопроекте предусмотрены изменения в части функционирования органов управления Нацбанка. В частности, определен единый коллегиальный орган управления банка — правление, которое формируется исключительно из числа работников Нацбанка.

«В законопроекте подробно регламентировано понятие бенефициарного собственника банка. Так, под бенефициарным собственником банка, небанковской кредитно-финансовой организации понимается государство, физическое лицо (при невозможности установления такого лица — организация), которые прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) владеют акциями банка, небанковской кредитно-финансовой организации», — отмечается в обосновании.

При этом Нацбанк наделяется правами по разработке критериев определения бенефициарных собственников банка и установлению требований к акционерам и бенефициарным собственникам, владеющим крупным (более 5%) пакетом акций банка.

Документом также регламентировано понятие мотивированного суждения Национального банка. Таким образом, по мнению Нацбанка, будет решена проблема «полноценного анализа деятельности банка с целью выявления потенциальных проблем на возможно ранних стадиях и своевременного предотвращения развития негативных тенденций».

Как уточняется, для полноценного анализа Нацбанку необходимо оценивать ряд качественных факторов, не поддающихся количественной оценке: качество управления в банке, в том числе корпоративного управления, стратегического планирования, управления рисками, внутреннего контроля; степень влияния на деятельность банка членов совета директоров, акционеров, бенефициарных собственников, других связанных с ним лиц; деловую репутацию и профессиональную пригодность членов совета директоров и исполнительного органа банка, его руководителя, главного бухгалтера и их заместителей.

Кроме того, при анализе количественных показателей Нацбанку необходимо также учитывать информацию качественного характера, чтобы правильно интерпретировать процессы, происходящие в банке, влияние на них внешних факторов, общую ситуацию в экономике и банковской системе.

При этом для исключения возможности применения необоснованных субъективных подходов к банкам Нацбанк планирует, в частности, обеспечить «принятие коллективных решений на основании мотивированного суждения с максимально широким обсуждением их с заинтересованными» лицами.

«В этой связи проектом закона предусмотрено, что Национальным банком должны быть определены случаи и порядок применения мотивированного суждения при принятии решений в рамках банковского надзора», — говорится в обосновании, которое цитирует РИА Новости.

В отличие от белорусского ЦБ Банк России правом мотивированного суждения относительно ситуации в банках пока не обладает, однако такая возможность предусмотрена на уровне законопроекта.