Банк России намерен централизовать платежи систем и банков, создав для этого единую платежную клиринговую и расчетную инфраструктуру (ЕКРИ). Эта идея, как уточняет «РБК daily», прописана в проекте стратегии развития национальной платежной системы на период до 2020 года, разрабатываемой Банком России (есть в распоряжении издания). По мнению разработчиков стратегии, внедрение ЕКРИ позволит операторам и участникам розничных платежных систем снизить издержки. Сейчас платежные системы и банки имеют собственные клиринговые и расчетные центры. Если Банк России создаст клиринговый центр, участники рынка свои платежи смогут проводить через вновь созданную единую расчетную систему.

«Практика создания единого клирингового центра уже существует в мире, например в Гонконге, где создана такая организация и одним из ее учредителей является Центральный банк», — рассказал операционный директор MasterCard в России Андрей Тарусов. По его словам, клиринговые расчеты в таком случае осуществляются внутри страны, и на расчет по картам международных платежных систем выставляется одна чистая клиринговая позиция, что очень удобно. «Банкам тоже удобно работать, в частности не требуется открывать счета для расчетов с платежными системами», — сказал Тарусов.

«Создание нового игрока может повысить конкуренцию в данной области, что положительно скажется на развитии рынка, но только при том условии, если игрокам рынка будет предоставлена свобода выбора», — прокомментировали в компании Visa.

Банкиры также позитивно оценивают идею создания ЕКРИ. «Однако ЕКРИ — это всего лишь один из компонентов этой инфраструктуры. Нам бы хотелось видеть более системный процесс проектирования всей национальной платежной инфраструктуры», — заявил представитель ВТБ.

«ЕКРИ может стать серьезной альтернативой существующим платежным системам при условии конкурентных правил и тарифов», — считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. По ее словам, создание ЕКРИ может значительно упростить работу банков и дать возможности для расширения платежного сервиса для клиентов. «Система позволит за счет технологических решений и единых стандартов существенно сократить ошибки проведения платежей клиентов», — ожидает Трофимова.