Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило данные о том, насколько осведомлены россияне о том, что с 1 июля российские банки обязаны раскрывать заемщикам размеры эффективной процентной ставки по кредитам, и какое влияние на кредитное поведение населения оказало это нововведение. Из доклада следует, что половина населения России (50%) осведомлена о новых требованиях к банкам при выдаче кредитов физическим лицам, т. е. обязательном раскрытии эффективной процентной ставки, включая все сборы за оформление кредита, страховку и прочее. Из них 22% респондентов заявили, что четко знают о нововведении, а 28% «что-то об этом слышали». Ничего не знают о новых обязательствах банков 48% россиян.

Примечательно, что кредитование — это наиболее популярная финансовая услуга, которой планируют воспользоваться россияне в ближайшие год-два. Доля тех, кто намеревается взять кредит (автокредит, потребительский, на неотложные нужды, на покупку недвижимости) составляет 16%.

Как показало исследование НАФИ, закрепленное требование ЦБ РФ практически не повлияло на финансовое поведение населения. Подавляющее большинство россиян никак не намерены менять свое отношение к банковским кредитам. Об этом заявили 65% респондентов. Доля тех, кто все же изменил свое отношение к данному продукту, в совокупности составляют 27% опрошенных. Примечательно, что 16% из них отметили положительные изменения, поскольку исчезла угроза скрытых процентов, и банковские кредиты, на их взгляд, стали более понятными. А 11% респондентов, напротив, заявили об ухудшении отношения к кредитам, объясняя это тем, что теперь хорошо видно, насколько высокими будут проценты при выплате кредита.

Значимые различия в знаниях наблюдаются при анализе возрастной структуры респондентов. Больше всех осведомлены о введении требования раскрытия банками эффективной ставки люди в возрасте от 25 до 44 лет. Доли знающих в этих возрастных группах (25—34 и 35—44 года) достигают 31% и 32% соответственно. В этих группах наблюдается и самый высокий показатель осведомленности о нововведении. Наибольшая доля незнающих наблюдается в старшей возрастной группе (60 лет и старше) и составляет 72%.