Хотя российский рынок денежных переводов растет темпами почти 40% в год, цены на нем стремительно падают. Высокая конкуренция вынуждает игроков к ценовому демпингу, в результате бизнес многих компаний — на грани окупаемости. Эксперты ожидают консолидации рынка: в ближайшие два-три года число его участников может сократиться в несколько раз, пишет «Коммерсант».

По итогам прошлого года обороты рынка денежных переводов в России и странах СНГ выросли на 37%, до 15,1 млрд долларов, говорится в исследовании платежной системы «Золотая корона». Общемировые темпы роста этого рынка в 2011 году — 11%, до 501 млрд долларов, в развивающихся странах — на 12%, до 372 млрд. Особенность российского рынка состоит в высокой доле переводов, осуществляемых трудовыми мигрантами. По оценкам «Золотой короны», их вклад — 75% всего оборота. «Мы оцениваем этот порог немного выше, в 80%, — отмечает президент UNIStream Сурен Айриян. — Основные направления переводов — Украина, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Армения». Дополнительный вклад в поддержание высоких темпов роста вносит и то, что состав трудовых мигрантов постоянно меняется. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в России работает около 3—4 млн человек из стран ближнего зарубежья.

Впрочем, несмотря на активный рост российского рынка денежных переводов, цены на нем постоянно снижаются, отмечают авторы исследования. Если в I квартале прошлого года комиссия при отправке перевода на 500 долларов (средняя сумма перевода, по данным «Золотой короны») составляла 2,2%, то в I квартале текущего — уже 2%, то есть за год снижение цен составило 10%. По оценкам UNIStream, падение цен было еще больше: за год тарифы снизились примерно на 25%, а по переводам на крупные суммы и вовсе вдвое.

Причины падения цен на услуги денежных переводов — в высокой конкуренции, считают эксперты. По данным ЦБ, сейчас на рынке СНГ работает около 20 систем денежных переводов. По словам председателя совета директоров «Золотой короны» Николая Смирнова, самая острая конкуренция — именно в области стоимости услуг. Многие игроки готовы продвигаться и увеличивать рыночную долю именно методом ценового демпинга, отмечает он, добавляя, что и «Золотая корона» не является исключением.