В попытках сокращения издержек микрофинансовые организации (МФО) пошли дальше банков. В то время как последние еще только развивают дистанционные каналы обслуживания клиентов по ряду операций, отдельные МФО готовы работать с клиентом полностью заочно. Такая модель действительно может существенно снизить расходы, но сопряжена с юридическими и кредитными рисками, пишет «Коммерсант».

Новую схему выдачи микрозаймов своим клиентам собирается внедрить компания «Кредит 911». На этой неделе она начнет тестирование терминала для удаленного оформления заявок на получение микрозайма, рассказал «Коммерсанту» директор по развитию компании Александр Дегтерев. «Клиент выбирает на терминале сумму, срок, порядок погашения, а также сканирует свой паспорт и дает письменное согласие на проверку данных в бюро кредитных историй, — объясняет он. — Во время работы с заемщиком ведется аудио- и видеозапись, которая передается в аналитический центр». По его словам, на оформление заявки у клиента уйдет 5 минут, а сообщение о месте получения денежных средств поступит клиенту в виде СМС-сообщения в течение 15 минут. Установить терминалы в местах повышенной проходимости планируется в течение двух недель.

Но все это лишь подготовка к запуску более усовершенствованного инструмента — терминала, предусматривающего выдачу наличных на месте, без посещения офиса МФО. «В разработке уже находится следующая модель терминала, которая будет также снимать отпечатки пальцев, принимать банковские карты для погашения займов и выдавать наличные», — уточняет Дегтерев, указывая, что всего планируется построить сеть из 1,5—2 тыс. устройств. «Эта разработка позволит в два раза сократить коммерческие и административные расходы на выдачу займов, которые в результате подешевеют для наших клиентов в среднем с 40% до 10—12% за 21 день — даже с учетом того, что стоимость создания сети при средней стоимости банкоматов 45 тысяч рублей обойдется как минимум в 90 миллионов», — подсчитал он.

Проведение максимального количества операций с помощью средств удаленного доступа и сокращение участия персонала в оформлении платежей являются общей тенденцией банковского рынка. Однако на полностью заочное общение с клиентами банки пока из-за законодательных ограничений не перешли. С этими же ограничениями, по оценкам экспертов, могут столкнуться и МФО.

В соответствии с антиотмывочным законом (№ 115-ФЗ), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, то есть установить его персональные данные, реквизиты паспорта, место жительства и т. д. При этом проверка данных подразумевает личное присутствие клиента в офисе и взаимодействие с сотрудником компании, указывает начальник юридического департамента Росфинмониторинга Павел Ливадный.