Банковский сектор в первом полугодии потратил на рекламу 17,5 млрд рублей, что почти вдвое превышает расходы банков на рекламу за аналогичный период прошлого года — 8,6 млрд, свидетельствуют данные отчетов о прибылях и убытках банков (форма 102). Об этом пишет «Коммерсант».

Расходы на рекламу в первой половине 2012 года — рекордные за все время публикации банками формы отчетности 102 (с 2008 года). Так, за весь прошлый год банки потратили на рекламу 25,6 млрд рублей. Рекордсменами по рекламным расходам традиционно оказались банки с госучастием. Так, рекламный бюджет Сбербанка составил 2,5 млрд рублей, ВТБ — 1,6 млрд, Газпромбанка — 520 млн, Банка Москвы — 360 млн, Россельхозбанка — 340 млн, ВТБ 24—320 млн. Из частных банков самые большие рекламные расходы понесли Промсвязьбанк (289 млн), банки «Траст» (247 млн) и «Авангард» (231 млн). Сами банки не склонны раскрывать стоимость продвижения отдельных услуг: ни один из топ-20 банков по размеру активов, опрошенных «Коммерсантом», не представил такую информацию.

По оценкам экспертов рекламного агентства OMD Media Direction (входит в BBDO Group), проанализировавших рекламные бюджеты 20 наиболее активных банков на рекламном рынке, увеличение рекламных бюджетов в значительной степени связано с более активным продвижением банковских депозитов. Вклады стали единственным видом банковских услуг, доля затрат на продвижение которых в совокупном рекламном бюджете банков существенно выросла по сравнению с прошлым годом.

Так, если в январе — мае 2011 года она составляла лишь 6%, то в текущем году — 16%. Доли затрат на рекламу остальных услуг в совокупном бюджете банков практически не изменились, а некоторых даже сократились. Так, доля затрат на рекламу банковских карт (кредитных и дебетовых) сократилась с 19% до 16%, на ипотеку — с 8% до 5%. Уменьшились и затраты на поддержку общего позитивного имиджа банка. Если в прошлом году на это уходила пятая часть всех рекламных расходов, то сейчас лишь до 15%.

Рост рекламных расходов на привлечение средств населения свидетельствует о нарастающих проблемах с ликвидностью и кризисных ожиданиях, полагают эксперты. «Подобная тенденция наблюдалась в 2008 году, когда 18% рекламного бюджета банков уходило на продвижение предложений по вкладам, — вспоминает генеральный директор OMD Media Direction Олег Азарьев. — На фоне развития кризисных явлений эта доля активно росла, увеличившись в 2009 году до 26%. По мере стабилизации ситуации с ликвидностью доля рекламных расходов банков на привлечение вкладов существенно снизилась — до 9% в 2010 году».