Компания Cetelem в первом полугодии единственная из крупных игроков на рынке кредитования в торговых сетях не только традиционно не сократила, но, напротив, существенно нарастила портфель. По данным аналитического агентства Frank Research Group на 1 июля, в течение первого полугодия рынок POS-кредитования (экспресс-кредитование на приобретение товаров в торговых сетях) сократился на 8,8% до 176 млрд рублей. Как указывает «Коммерсант», это нормальное явление, учитывая специфику рынка, где основной пик выдачи кредитов традиционно приходится на вторую половину года. Из общей тенденции сезонного сокращения POS-портфелей выбивается лишь один игрок — Cetelem (под этим брендом розницу, в том числе POS-кредитование, развивает в России французская группа BNP Paribas). Портфель Cetelem рос начиная с апреля текущего года, увеличившись к июлю на 23,8% — с 6,3 млрд до 7,8 млрд рублей. В результате за первое полугодие Cetelem переместилась с восьмого на шестое место в рейтинге Frank Research Group с долей рынка 4,5%, обогнав банк «Ренессанс Кредит» и Кредит Европа Банк.

В Cetelem свои успехи объясняют маркетинговой политикой. «Увеличение продаж связано с удачными продуктами, хорошими отношениями с ключевыми партнерами и существенным ростом региональной сети», — заявил изданию управляющий директор российского подразделения Cetelem Филипп Безье. У участников рынка другое мнение. «Так быстро расти можно благодаря демпингу, — считает зампред правления Хоум Кредит Банка Владимир Гасяк. — Видимо, задача роста была для банка важнее рисков, которые с этим ростом сопряжены». «Часто сумма сделки (Cetelem создает со Сбербанком совместное предприятие по POS-кредитованию. — Прим. «Коммерсанта») зависит от того, насколько компания выросла к ее закрытию», — рассуждает начальник управления потребительского и автокредитования ОТП Банка Денис Сергеев.

Соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься POS-кредитованием, Сбербанк и BNP Paribas подписали в конце прошлого года. У Сбербанка в будущем СП будет 70%, у BNP Paribas — 30%. После закрытия сделки кредиты будут выдаваться под брендом Cetelem.

Опережающий рынок рост был одним из значимых условий сделки, подтвердили в Сбербанке. «Необходимость существенного роста розничного бизнеса Cetelem была зафиксирована в нашем совместном бизнес-плане, который мы готовили к сделке», — говорит cтарший вице-президент Сбербанка Денис Бугров. Конкретные условия бизнес-плана и структуру сделки в Сбербанке не раскрывают. По словам Бугрова, в настоящее время стороны завершают комплекс процедур, связанных с закрытием сделки, которая произойдет в течение ближайших недель.

В Сбербанке рассчитывают, что после завершения сделки в течение нескольких лет доля Cetelem на рынке POS-кредитования превысит 20%.