Несмотря на разговоры о кризисе, российские потребители пока только увеличивают расходы, пишут «Ведомости». Эту тенденцию издание противопоставляет ситуации в Европе, отмечая со ссылкой на The Wall Street Journal, что долговой кризис ударил по благосостоянию европейцев и заставил их экономить.

Так, в июле индекс потребительской уверенности в Евросоюзе упал до минимального с 2009 года уровня, а потребительские расходы жителей Франции, одной из наиболее стабильных стран Европы, во II квартале были на 0,2% меньше, чем в I квартале. Экономисты Euromonitor ожидают, что потребление продолжит падать: расходы потребителей на товары и услуги в Западной Европе в 2012 году снизятся на 0,9%, на еду — на 2,7%. Европейцы откладывают большие покупки: в первом полугодии в еврозоне куплено на 6,8% меньше автомобилей, чем годом раньше, подсчитала Европейская ассоциация производителей автомобилей. Самые большие перемены происходят в продовольственной рознице. Кризис заставляет европейцев не только покупать меньше, но и менять привычки: выбирать дискаунтеры вместо супермаркетов, покупать более дешевые продукты и искать в Интернете выгодные ценовые предложения.

В России, как отмечают «Ведомости», ситуация пока обратная. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии 2012 года выросли на 2,7%, при этом оборот розничной торговли — на 7,1%, автомобильный рынок — на 14% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). На потребительский рынок влияет продолжающийся рост зарплат в госсекторе (военные, правоохранительные органы и т. д.), напоминает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. В регионах, где большая часть населения занята в бюджетной сфере, потребление растет, а в крупных городах, где основная часть работает в частном секторе и рост зарплат измеряется долями процентов, — падает, но незначительно, продолжает он.

Кризисные явления в европейской экономике отражаются на поведении российских потребителей с опозданием примерно в восемь месяцев, подсчитал партнер Deloitte Егор Метелкин. Пока, по его словам, россияне сохраняют сдержанный оптимизм: «В 2009 году около 51% россиян чувствовали, что страна находится в рецессии, а в период нашего опроса в конце 2011-го 40% респондентов ответили, что их покупательная способность будет лучше в 2012-м». Индекс потребительского доверия Nielsen во II квартале в России вырос на 3 пункта по сравнению с I кварталом 2012-го и на 5 пунктов по сравнению со II кварталом прошлого года. Глобальный же индекс потребительского доверия Nielsen упал в I квартале по сравнению со II кварталом на 3 пункта.

Российский потребитель пока не начал экономить — покупатели не снижают расходов, отмечает представитель Auchan Мария Курносова. Но кризис 2008—2009 годов показал, что в случае снижения доходов россияне меняют свои привычки, как сейчас европейцы: выбирают дискаунтеры и более дешевые продукты. Ретейлеры также полагают, что, поскольку потребительского бума, который был в 2008-м, накануне прошлого кризиса, в России сейчас нет, предпосылок для резкого снижения потребительского спроса также гораздо меньше.