Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд высказал скептическое отношение к фьючерсным контрактам на долгосрочный прогноз погоды, которые планируется запустить этой осенью. «Я отношусь к этому с иронией, — сказал синоптик, выступая сегодня на пресс-конференции. — Можно рассчитывать на то, что будут очень суровые морозы или, наоборот, можно, конечно, подстраховать себя». «Но какого-то научного смысла в этом нет — это игра», — подчеркнул он.

По словам Р. Вильфанда, прогноз на долгосрочные сроки — это, в некоторой степени, случайное гадание, и даже метеорологи еще не научились прогнозировать погоду на срок дольше 5—7 дней со 100-процентной достоверностью. Таким образом, заключение фьючерсных контрактов на погоду равноценно игре в казино.

Компания, успех в бизнесе которой напрямую зависит от погодных условий, покупает фьючерс с подробно расписанными на определенный период времени метеоусловиями. Заказывать «погодные фьючерсы», к примеру, могут транспортные и строительные компании, крупные сельскохозяйственные предприятия и даже нефтегазовые и электроэнерегетические концерны. Cпрос на фьючерсы есть и немалый: дефицит долгосрочных прогнозов стал особо заметен в 2006 году, после многомиллиардных убытков, которые ряд компаний понес по вине неожиданно сильных морозов.

«Торговля погодой» на Западе идет с 1999 года — тогда на Чикагской товарной бирже прошли первые торги «погодными фьючерсами». К 2005 году объем рынка приблизился к 12 млрд. долларов.