В банковский комитет Госдумы 16 октября поступил депутатский законопроект о потребительском кредитовании и соответствующие поправки в законодательство, сообщает газета «Коммерсант». Окончательная редакция поправок обязывает банки раскрывать эффективную проццентную ставку (ЭПС) не только в кредитном договоре, но и в рекламе своих продуктов. Правда, процедуру расчета стоимости кредитов депутаты хотят упростить: эффективная ставка не будет учитывать платежи третьим лицам и плату за открытие и ведение счетов.

Председатель Госдумы Борис Грызлов направил вчера в банковский комитет внесенный накануне депутатом Аксаковым законопроект «О потребительском кредитовании» и сопутствующие поправки в закон «О рекламе», Трудовой, Уголовный кодексы и другие законы. По словам господина Аксакова, окончательная редакция поправок «обяжет банки раскрывать эффективную ставку по кредиту не только в договоре, но и в рекламе». Причем заявленная и эффективная ставки должны указываться в рекламе шрифтом одного размера. Кроме того, в отличие от указаний Банка России, депутатский законопроект не требует включать в расчет эффективной ставки платежи третьим лицам и плату за открытие и ведение счетов. Стоимость этих услуг нужно показывать в договоре отдельно.

Одноименный законопроект правительство разрабатывает уже более двух лет. Его главное отличие от депутатского заключается в отсутствии требований к банкам раскрывать эффективную процентную ставку в договоре с заемщиком. Вместо этого документ предписывает банкам раскрывать все составляющие стоимости кредита. Однако правительственный законопроект до сих пор не внесен в Думу.

Несмотря на то что депутатский законопроект менее либерален, чем ожидающийся правительственный вариант, он выигрывает на фоне указаний ЦБ о порядке расчета эффективной процентной ставки. «Федеральный закон важнее указаний ЦБ,— радуется зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.— В кулуарах представители Банка России и раньше говорили, что включение в расчет эффективной ставки платежей третьим лицам и платы за обслуживание счетов лишь рекомендация, которую при грамотном обосновании можно не выполнять». По его мнению, принятие нового закона поможет заставить ЦБ официально смягчить свою позицию.

Участники рынка считают, что «рекламная» часть депутатского законопроекта требует доработки. По мнению главы департамента розничного кредитования Бинбанка Олега Соколова, для объективного сравнения кредитных продуктов в рекламе разных банков нужно зафиксировать характеристики среднестатистического продукта по каждому виду потребкредитования. «Одна и та же единовременная плата за оформление кредита дает разную эффективную ставку при разных суммах кредита, что не позволяет объективно сравнить предложения разных банков»,— сказал господин Соколов.