Доля продаж автомобилей в кредит на московском рынке за июнь — июль этого года снизилась примерно на 5 процентных пунктов — с 34% до 29%. Такую оценку представил газете «Ведомости» исполнительный директор финансового подразделения группы «Рольф», одного из крупнейших российских автодилеров, Виталий Павловский. В самом «Рольфе» доля продаж в кредит за эти месяцы сократилась с 35,5% до примерно 34%, уточняет он. По данным Павловского, коррекция на рынке автокредитования отмечена впервые после завершения кризиса: с 2010 года доля продаж автомобилей в кредит только росла.

В целом продажи автомобилей как в розничном подразделении «Рольфа», так и по рынку растут, отмечает он. «Рольф» за первые два месяца лета продал на 18% больше автомобилей, чем за тот же период 2011 года. Весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по оценке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июне вырос на 10%, а в июле — на 14%.

Причина снижения популярности автокредитов — в росте их стоимости, объясняет Павловский.

Впрочем, не все автодилеры согласны со статистикой «Рольфа». У группы «Независимость» доля продаж в кредит даже немного выросла, говорит представитель компании Людмила Золотарева. У крупного регионального игрока, группы «Модус», были небольшие колебания доли кредитных продаж — в пределах статистической погрешности, рассказал директор департамента маркетинга и рекламы группы Дмитрий Горин. «Но мы слышали, что на падение популярности кредитов жалуются московские коллеги, а в регионах столичные тенденции проявляются позже», — говорит он.

«Мы отмечаем рост спроса на автокредиты, за последние два месяца количество заявок выросло на 25%», — сказал зампред правления Нордеа Банка Андрей Мальцев. Сотрудник другого банка с большим портфелем автокредитов отметил, что число заявок, действительно, растет от месяца к месяцу, но объем выдаваемых ежемесячно кредитов с весны не увеличивается, а осенью ситуация может ухудшиться: покупатели боятся кризиса и не спешат брать в долг.

Есть и еще один фактор снижения доли кредитных продаж: весь этот год дилеры без перерыва продают автомобили по спецпредложениям — сначала шла распродажа моделей 2011 года, теперь пошли скидки на 2012-й, продолжает Павловский. Конечно, человек, который собирался брать кредит в размере 50—60% от стоимости автомобиля, машину по спецпредложению не купит, но зато многие из тех, у кого есть наличные, решили купить машину именно сейчас. Доля продаж в кредит могла снизиться за счет увеличения числа покупателей с «живыми» деньгами, считает он.