Американскую экономику в 2013 году ждет падение темпов роста до минус 0,5%, если до конца года в конгрессе не будут утверждены поправки, урезающие расходы бюджета минимум на 1,2 трлн долларов. Такой прогноз содержится в докладе бюджетного комитета при конгрессе США (СВО), пишет «Коммерсант». Прежний прогноз был диаметрально противоположным.

По оценке CBO, дефицит в текущем бюджетном году (заканчивается 30 сентября) составит 1,1 трлн долларов, что эквивалентно 7,3% ВВП. Отношение госдолга к ВВП при этом достигнет 73% — самого высокого уровня с 1950 года.

Опасения экспертов связаны с тем, что 1 января 2013 года истекает действие налоговых льгот (включая 2-процентное снижение социального налога), введенных при Джордже Буше-младшем и продленных на два года в 2010-м. Более того, автоматически (если не будут приняты альтернативные меры) вступит в силу закон «О контроле над бюджетным дефицитом», ставший итогом кризиса увеличения потолка госдолга в августе 2011 года. Акт подразумевает, что потолок госдолга будет в очередной раз увеличен, однако пропорционально произойдет резкое сокращение расходов бюджета, в том числе пособий по безработице и выплат по программе Medicare. В итоге, согласно базовому сценарию, рассчитанному CBO, дефицит в 2013 году сократится до 641 млрд долларов (4% ВВП), однако резкое падение госрасходов наряду с увеличением налогового бремени крайне негативно отразится на ВВП и уровне безработицы: она может возрасти до 9%.

По альтернативному сценарию (налоговые льготы пролонгируются, а бюджетный акт не вступает в силу), размер дефицита составит 1 трлн долларов, а рост ВВП — 1,7%, безработица сохранится на уровне 8%, однако сокращение «тела» госдолга откладывается на неопределенное время. Ситуация обостряется тем, что республиканцы и демократы предлагают решить проблему бюджетного дефицита совершенно по-разному. Первые — сокращением расходной части, издержек во всех областях, помимо ВПК, а вот налоговые льготы, по их мнению, должны быть продлены. Демократы же рассчитывают увеличить доходы бюджета — за счет увеличения налогообложения наиболее состоятельной части населения, а госрасходы на социальные программы, в первую очередь Medicaid и Medicare, не сокращать. Предстоящие 6 ноября президентские выборы, как ожидается, также не избавят от необходимости коалиционного решения — ни одной из партий не прочат однозначной победы.