Министерство труда и Пенсионный фонд России направили проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года для обсуждения в профильные министерства и ведомства. В числе главных инициатив — «страховой маневр»: временное перераспределение 6-процентного тарифа с накопительной составляющей на солидарную, что позволит сократить дефицит бюджета ПФР, сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами и избежать увеличения пенсионного возраста.

В одном из своих первых указов после майской инаугурации президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 октября разработать проект стратегии развития пенсионной системы РФ. Ранее глава Министерства труда и соцзащиты Максим Топилин отмечал, что ведомство должно внести проект стратегии в правительство до 15 сентября.

«Стратегия сведена и направлена в министерства», — сообщил РИА Новости источник, близкий к Министерству труда.

В своей долгосрочной концепции Минтруд ожидаемо обошел вопрос, связанный с повышением пенсионного возраста. В рабочем варианте стратегии также не нашли отражения ранее звучавшие предложения об увеличении трудового стажа и изменении формулы расчета пенсий. Эти вопросы будут решены в ближайшей перспективе, после того как стратегия будет принята, отметил собеседник агентства.

В предложениях Минтруда и ПФР речь идет о реформировании системы досрочных пенсий за счет введения дополнительного тарифа за вредные и опасные рабочие места. Кроме того, уже в 2013 году будет повышен в два раза тариф для самозанятого населения (предприниматели, адвокаты, нотариусы и др.), что позволит им при 20-летнем стаже сформировать пенсионные права не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Действующий тариф страховых взносов — 22% от фонда оплаты труда и 10% для зарплат свыше взносооблагаемого заработка (в 2012 году — 512 тыс. рублей) — предлагается оставить неизменным.

По информации источника РИА Новости, знакомого с расчетами стратегии, ее принятие сократит дефицит Пенсионного фонда к 2020 году до 1,2% ВВП, а к 2030-му — до 0,9% ВВП. При сохранении нынешней системы в 2020-м дефицит составит 2,3% ВВП.

Разработчики стратегии предлагают уже в 2013 году увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на местах по первому и второму спискам, — на 4 и 2 пункта соответственно.

Так называемые списки 1 и 2 содержат перечень производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочную пенсию по старости. В список 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список 2 — с вредными и тяжелыми условиями труда. Число граждан, получающих досрочные пенсии, сегодня превышает 3,2 млн человек.

«Предполагается, что к 2015 году доптарифы будут увеличены до 9% по первому списку и до 6% по второму», — отметил собеседник агентства.

Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему. Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы. Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа, подчеркивает собеседник агентства.

Реформа досрочных списков сократит дефицит ПФР к 2020 году на 0,2% ВВП, отмечает источник РИА Новости, знакомый с расчетами Минтруда.

Вопрос льготных пенсий для учителей и врачей также учтен в рамках подготовленной Минтрудом стратегии: предлагается сделать так, что обещанное президентом России увеличение зарплат будет связано с поэтапным повышением срока специального стажа.

В Министерстве труда осознают, что предлагаемые меры дадут эффект лишь в длительной перспективе, а Минфин уже сегодня диктует правила, в соответствии с которыми трансферты из федерального бюджета в Пенсионный фонд должны быть существенно снижены, и резервы ПФР должен найти внутри системы.

Ранее Минфин выступил со своими предложениями, которые, в частности, касались изменения процедуры индексации пенсий в России. Сейчас индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости производится дважды в год: сначала на уровень инфляции, затем на рост среднемесячной заработной платы в стране за прошлый год. В апреле 2012 года Минфин предложил изменить механизм индексации пенсий на среднеарифметическое значение между инфляцией и ростом среднемесячной зарплаты за прошедший год.

ПФР выступает против такого механизма, поскольку это может привести к резкому снижению пенсионного обеспечения россиян.

«В министерстве считают, что уровень пенсионного обеспечения граждан не должен быть занижен. В связи с чем эксперты предлагают либо сохранить дотации из федерального бюджета на существующем уровне (дефицит ПФР в 2012 году превысит 1 трлн рублей. — Прим. РИА Новости), либо пойти на «страховой маневр», который предполагает в краткосрочной перспективе, на два-три года, перераспределить тариф с накопительной составляющей на солидарную», — отмечает собеседник агентства.

«Данное предложение отражено в стратегии. Однако размер перераспределения и окончательное решение будет принято по итогам обсуждения стратегии», — добавил он.

Планируется, что в течение двух-трех лет, когда будет действовать скорректированный тариф в накопительную часть пенсии, в России будут созданы условия для нормального функционирования рынка пенсионных накоплений: создана система гарантий их доходности и сохранности. Именно в эти несколько лет россияне должны будут определиться и сделать выбор: человек сможет либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляются на накопительную часть пенсии, либо отказаться и направить весь тариф (22%) на страховую часть пенсии.

Собеседники агентства отметили, что пенсионные накопления россиян, объем которых сегодня превышает 1,8 трлн рублей, будут и дальше инвестироваться.

По подсчетам Минтруда, к 2020 году совершенствование накопительного компонента даст экономический эффект в размере 0,49% ВВП.