Апелляционный суд подтвердил штраф Сбербанку за нарушение конкуренции при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги в подмосковном Одинцово; размер штрафа при этом был сокращен с 5,4 млн до 5 млн рублей, следует из сообщения Федеральной антимонопольной службы России.

«Девятый арбитражный апелляционный суд 16 августа 2012 года удовлетворил иск ФАС России об отмене решения Арбитражного суда Москвы, которым, в свою очередь, был отменен наложенный антимонопольной службой на ОАО «Сбербанк России» административный штраф», — отмечается в релизе.

Как напомнили в ФАС, 2 августа 2010 года комиссия ведомства признала Сбербанк, МКБ «Одинбанк», ФГУП «Почта России», а также информационно-расчетный центр и поставщиков жилищно-коммунальных услуг города Одинцово нарушившими ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (ч. 4 ст. 11 закона в редакции, действующей с 6 января 2012 года). Нарушение выразилось в заключении между этими организациями трехсторонних договоров, реализация которых привела к тому, что жильцы более чем 250 многоквартирных домов в Одинцово имели возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в Сбербанке, Одинбанке и на почте.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию комиссии ФАС России о том, что подобные соглашения носят ограничивающий конкуренцию характер.

Ответчики по делу были привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП.

5 марта 2012 года Арбитражный суд Москвы подтвердил наличие события, состава и вины Сбербанка в совершении административного правонарушения, однако отменил наложенный на этот банк штраф, указав на выполнение им условий для освобождения от административной ответственности, которые предусмотрены примечанием к ст. 14.32 КоАП.

Основанием для принятия этого решения послужил тот факт, что еще до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства Сбербанк письменно сообщал ФАС России о возможном несоответствии этому законодательству одного из заключенных им договоров, пояснили в ведомстве.

Кроме того, суд принимал во внимание, что в ходе рассмотрения дела банк добровольно устранил нарушение, подписав соглашения о расторжении трехсторонних договоров.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Москвы, ФАС обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с иском о его отмене.

На судебном заседании ФАС просила учесть, что Сбербанк обращался в антимонопольный орган с заявлением о возможном нарушении в связи с заключением только одного из четырех договоров, которые впоследствии были признаны ограничивающими конкуренцию.

При этом на момент подачи заявления ФАС располагала информацией о заключении Сбербанком соответствующего договора, а также его копией. Эти материалы были получены антимонопольным органом в рамках расследования по заявлению физического лица из другого источника.

Кроме того, на судебном заседании было особо отмечено, что до вынесения решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Сбербанк в своих письменных пояснениях указал на то, что заключенный им трехсторонний договор не противоречит антимонопольному законодательству. Тем самым фактически банк отозвал ранее представленное заявление с признанием нарушения.

Согласившись с этими доводами ФАС, Девятый арбитражный апелляционный суд принял решение об отмене решения Арбитражного суда Москвы.

В то же время с учетом отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств наложенный на Сбербанк штраф был уменьшен арбитражным судом апелляционной инстанции с 5 млн 359 тыс. 157 до 4 млн 962 тыс. 182 рублей.