Вслед за другими иностранными игроками о сокращении присутствия на российском рынке объявила шведская группа Svenska Handelsbanken. Вместо дочернего банка «Свенска Хандельсбанкен» будет создано представительство, которое поможет группе экономить до 30 млн евро ежегодно. По мнению участников рынка, стратегия «Свенска Хандельсбанкен», ориентированная на обслуживание скандинавских компаний, не оправдала себя из-за низкого спроса на кредиты в России среди этих клиентов, пишет «Коммерсант».

В понедельник ЦБ аннулировал лицензию российской «дочки» шведской банковской группы Svenska Handelsbanken — «Свенска Хандельсбанкен» в связи с решением о прекращении деятельности в порядке ликвидации. По словам руководителя по коммуникациям Handelsbanken International Камиллы Йоханссон, сделанное сегодня ЦБ объявление — следствие ранее принятого решения о реорганизации операций в России. «Однако мы не покидаем Россию, у нас будет представительство в Москве, — пояснила она. — Мы также сможем предлагать услуги группы через сотрудничество с Райффайзенбанком». По словам члена правления Райффайзенбанка Оксаны Панченко, не исключено, что некоторые компании, являющиеся клиентами этого банка, могут выбрать Райффайзенбанк в качестве нового партнера на рынке, но это исключительно их выбор.

Отказ Svenska Handelsbanken от полноценного банковского бизнеса в России не стал неожиданностью для экспертов. Судя по годовым отчетам банка, его баланс начал сокращаться с 2008 года. Кредитный портфель достиг наибольшего значения в конце 2008 года (8,5 млрд рублей) и на 1 августа текущего года составлял лишь 3,7 млн. «Обычно мелкие иностранные банки работают как представительства, а риски, связанные с большими сделками, несет материнская структура, — отмечает аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов. — В данном случае риск в большей степени также был отнесен на группу (на начало 2011 года больше половины кредитов было обеспечено гарантиями группы), хотя у многих иностранных «дочек» после кризиса стояла задача заменить материнское фондирование на местное».

Эксперты сходятся во мнении, что ключевой причиной неэффективной работы «Свенска Хандельсбанкен» послужила ориентация в большей степени на иностранных клиентов. На сайте банка указано, что услуги предоставлялись «дочкам» совместных предприятий и представительствам иностранных компаний, работающим с группой Handelsbanken, а также российским компаниям, ведущим торговое сотрудничество с иностранными клиентами группы.