Минфин по поручению правительства подготовил доклад о создании мегарегулятора на базе Центробанка. Банк России получит полномочия по регулированию не только банковского сектора, но и рынка ценных бумаг, пенсионных накоплений, управляющих компаний, паевых инвестиционных фондов. В то же время вопросы, связанные с надзором кредитных организаций, предлагается вывести из сферы полномочий Банка России и передать их ФСФР.

Президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что идея расширения полномочий ЦБ заслуживает поддержки. Банк России регулирует кредитные организации и одновременно обладает полномочиями по регулированию операций с ценными бумагами, поэтому сфера, связанная с рынком капитала, хорошо знакома профессионалам ЦБ. Кроме того, Банк России обладает высокой обеспеченностью ресурсами и специалистами экстракласса финансового рынка, что не дает серьезных экономических или организационных оснований для скорейшего создания мегарегулятора.

В то же время, подчеркивает Анатолий Аксаков, выведение за пределы Банка России функций надзора вызывает серьезные вопросы. По сути, речь идет о том, чтобы «резать по живому» высококлассную команду ЦБ, выводя из нее блок банковского надзора. В случае если эти полномочия перейдут правительственному ведомству, под сомнение может быть поставлена независимость банковского надзора.

«Расширение полномочий Банка России не обязательно должно привести к созданию мегарегулятора. Международная практика показывает, что вопрос о создании мегарегулятора ставится в ситуации, когда требуется оценивать финансовую устойчивость банковско-страховых инвестиционных холдингов. В РФ такой проблемы, по сути, нет, поскольку таких холдингов мало. Обороты страхового рынка заметно меньше в сравнении с банковскими кредитными операциями. Активность в смежных секторах финансового рынка на порядок меньше, чем в банковском секторе, и с этой точки зрения целесообразность создания мегарегулятора не очевидна», — говорит он.

По его словам, другая проблема, которую мог бы решить мегарегулятор, связана с появлением разнообразных финансовых инструментов, в которых, например, банковские риски переплетаются с рисками рынка капиталов.

На западных рынках также активно используются облигации, выплаты по которым зависят от наступления страховых случаев, либо привязанные к страховым продуктам. Сложные комбинированные финансовые продукты и инструменты, которые аккумулируют в себе одновременно риски банковского, страхового рынка или рынка ценных бумаг, в России не так много, и проблем, связанных с анализом такого рода инструментов на уровне органов надзора, по мнению Аксакова, также не возникает.